"«Родимая степь под низким донским небом!» (Природа и человек в прозе М.Шолохова.) (2)"
Страница: [ 1 ] 2
Природа и человек тесно связаны между собой, и особенно ярко эта связь показана в романе Шолохова «Тихий Дон». Шолохов начинает роман с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции. Радостный быт, труд,
мысли, надежды казаков изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан писателем в живой поток бытия природы. Большая беда является в казачью степь поначалу «пыльным комком», «муравьем», как выглядит издалека скачущий всадник. Весть о войне бросает хутор в провал, поглощает степь с населяющими ее людьми. «Через четыре дня составы увозили казаков с полками и батареями к русско – австрийской границе». Их «эшелоны, эшелоны, эшелоны несчетно!» По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Русь серошинельную кровь. Дороги войны приведут однополчан с хутора татарского к «длинной стежке трупов». После этого помутнеют души казаков. В неудачных боях «обезумевшие люди врастали в землю, лежали, не поднимая головы, не двигаясь, опоенные ужасом смерти. Изменилось и течение времени. Раньше
оно сплетало дни с ночами, теперь «время заплетало дни, как ветер конскую гриву». В татарском внезапно наступила оттепель среди зимы. В чужой деревне «каждое окно сулило расправу, каждая распахнутая дверь вызывала при взгляде на нее чувство
одиночества». Ясным, летним днем, сдерживая страх, туда «въехали хищниками»,–так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки. Лето сравнивается с зимой, день – с ночью, жертвы страха – с хищниками.
Война разлагает души людей, убивает в них человеческое. «Я, Петро, уморился душой, – говорит Григорий Мелехов брату, – будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Все чаще вспоминают казаки в тяжелые минуты родные степи, в песнях изливают тоску по Дону, по родной земле. И на Дону жизнь разладилась: плач жен и матерей по погибшим на войне, солнце «по–вдовьему обескровленное». «Хуже бирюков стал
народ. Злоба кругом»,– говорит в начале войны Григорий. Гражданская война разделяет на враждующие станы единый народ, нарушает связи между поколениями. Люди становятся вылинявшими, скучными: «Тупое застыло в серых, голубых, зеленоватых и иных глазах, и крепко напоминали они хожалые, давнишнего чекана медные монеты». В своем последнем бою Петро Мелехов, потеряв коней и скатившись в яр, готовится защищаться. Но кто–то окликает его по имени: «Кто меня из красных знает? Это же свои! Отбили!» Но это Михаил Кошевой. Обещанием их отпустить он выманивает казаков из яра, затем следует жестокая расправа с обманутыми. Кошевой перешагнул через человечность, выстрелив в хуторянина. Человек и природа обезображены войной. Картины, эпизоды боев увидены множеством людских глаз, тех, кто скачет, несется в атаку, рубит, колет, падает в предсмертной муке, – все сливается в пестрое полотнище человеческих и конских тел, лиц, движений, жестов, взорванной земли, летящих пуль.
Страница: [ 1 ] 2