Шолохов "Поднятая целина" - сочинение "Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов. «Поднятая целина».)"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4ожественным талантом и сковывающей его идеологической схемой, которая отразилась и в композиции романа
Вспомним его начало Почти одновременно в Гремячий Лог въезжают казачий есаул Половцев, враг советской власти, который пытается вовлечь хуторян в контрреволюционное восстание, и слесарь Давыдов с благородной и гуманной миссией — создать в Гремячем Логу крепкий колхоз Контрастность целей идейных противников подчеркивает то, что коварный враг Половцев скачет в хутор ночью, трусливо скрывая свое лицо, а коммунист Давыдов приезжает в Гремячий Лог ясным, солнечным днем Эта зримая деталь должна была наглядно продемонстрировать низость целей одного героя и благородство другого
Кроме того, уже начало романа четко определило его основной конфликт — ожесточенную классовую борьбу коммунистов с контрреволюционерами, отодвигая на задний план кричащие проблемы, сопровождающие сплошную коллективизацию Вне поля зрения автора оказались, таким образом, идущие на север эшелоны со спецпереселенцами, голодные толпы мужиков, искалеченные судьбы детей “кулаков” Значит, жесткая идеологическая схема заведомо обрекала роман на неполную, урезанную правду о времени Но благодаря замечательному таланту писателя эта правда все-таки просочилась в роман, отразив основные драматические обстоятельства, имевшие ключевое значение в процессе коллективизации Правда они изображаются автором не во всем объеме и полноте Например, только пунктиром обозначены наиболее резкие, насильственные действия руководителей и инициаторов коллективизации во время раскулачивания Особенно ярко это проявляется в образе коммуниста Макара Нагульнова Чего стоят его откровенные признания о собственном способе агитации за колхозы “Я за колхоз как агитировал"? А вот как кое-кому из наших злодеев, хотя они и середняки числются, прямо говорил “Не идешь в колхоз? Ты, значит, против Советской власти? В 19-м году с нами бился, супротивничал, и зараз против? Ну, тогда и от меня миру не жди Я тебя, гада, так гробану, что всем чертям муторно станет” Говорил я так? Говорил И даже наганом по столу постукивал” Что ж, к этому способу агитации добавить нечего Такие “рыцари революции”, как Нагульнов, своей нетерпимостью к собственнику, фанатичной преданностью идее мировой революции доводят до логического конца насильственную политику правительства по отношению к крестьянству, которая прикрыта ласковостью и деликатностью Давыдова или Ванюшки Найденова Но они, в сущности, делают одно дело — отнимают хлеб у тружеников земли, выполняя спущенный сверху план
Зловещая правда 30-х годов прорывается, например, в таком эпизоде романа “Андрей неотрывно смотрел в лицо Нагульнова, одевавшееся мертвенной пеленой Неожиданно для Давыдова он быстро встал, и тотчас же, как кинутый трамплином, подпрыгнул Нагульнов “Гад' — выдохнул звенящим шепотом, стиснул кулаки — Как служишь революции?' Жа-ле-ешь? Да я Тысячи станови зараз дедов, детишков, баб Да скажи мне, что надо — их в распыл Для революции надо Я их из пулемета всех порешу'” — вдруг дико закричал Нагульнов, и Ерогромных расширенных зрачках его плесканулось бешенство, •на углах губ вскипела пена, Макар забился в припадке”
Никакие справедливые и высокие слова советских лозунгов, душевные, доверительные беседы Давыдова с хуторянами не могли прикрыть того бесспорного факта, что ради абстрактного, мифического счастья всего народа производилось безжалостное истребление конкретных людей, составляющих тот же народ
О том, что происходило обесценивание человеческой жизни в эпоху раскулачивания и сплошной коллективизации, говорят действия Нагульнова, который, пользуясь доверенной ему властью, избивает единоличника Григория Банника и под взведенным курком нагана заставляет его дать расписку с обязательством вывезти семенной хлеб в колхозный амбар С той же целью он арестовывает трех колхозников и держит их ночь под замком.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4