"Любовная лирика А.С.Пушкина."
Страница: [ 1 ] 2
Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.
В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
(\"Красавице, которая нюхала табак\")
Так, в стихотворениях \"Красавице, которая нюхала табак\", \"Монах\", \"К Наташе\" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр \"легкой поэзии\". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии.
Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения.
…Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицину увидел
И примирен с отечеством моим.
(\"В альбом Голициной\")
В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. (\"О.Массон\", \"Как сладостно!.. Но боги, как опасно…\"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. \"Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?\"
Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду \"Вольность\". В первых же ее строчках он изгоняет \"царицу Цитеры\" - богиню любви Афродиту, а \"изнеженную лиру\" собирается \"разбить\", чтобы \"воспеть свободу\".
В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке.
Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной…
Где прежний жар и слезы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!
В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:
Все кончено: меж нами связи нет…
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Страница: [ 1 ] 2