Пушкин "Повести Белкина: Станционный смотритель" - сочинение "Выражение позиции автора в повести"
Страница: 1 [ 2 ]: “Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. Самсон
Вырин как бы сам определил судьбу своей дочери.
Но вернемся к символике произведения. На ограниченность, недальновидность Вырина намекает вторая
картинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”. Действительно, и в другом случае
Самсон Вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и
не подозревая, что этот доктор в сговоре с Минским. На третьей картинке изображен юноша, который пасет
свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице — глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы
подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из
“бодрого мужчины” в “хилого старика”. Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней
вызывало боль и горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем
ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит
его на кладбище.
“Коллежский регистратор. /Почтовой станции диктатор”, — слова Вяземского, приведенные Пушкиным как
эпиграф к произведению. Самсон Вырин именно “диктатор” жизни Дуни, не оставляющий ей права выбора.
Ограниченность Самсона Вырина — это не просто свойство его индивидуального характера, она
социально обусловлена, определена его жизнью. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин, тем не менее,
рассказывает о трагедии неудавшейся жизни Вырина, жалея его.
“Станционный смотритель” — это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ
“маленького человека”. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она
представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.
Создание образа “маленького человека” — это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый
автор по-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении
ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого “маленького
человека”, как, например, Гоголь и Чехов (в “Шинели” и “Смерти чиновника”). Таким образом, в “Станционном
смотрителе” Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, но прячет ее в деталях, которые очень
важны для понимания произведения в целом.
Страница: 1 [ 2 ]