Пушкин "Деревня" - сочинение "Сопоставление стихотворений "Деревня" и "Вновь я посетил...""
Страница: 1 [ 2 ] 3 4творения. Так, в стихотворении “Деревня” “тишина полей” знаменует душевное спокойствие, “темный сад” можно воспринимать как символ души...
Но “...десять лет ушло с тех пор”... Поэтому-то в стихотворении “Вновь я посетил...” возникает мотив перемен (“иные берега, иные волны”), причем сам поэт замечает, что переменился и он. И вновь с помощью образов природы и мотива единения человека с ней поднимается тема “неумолимого течения времени”. Кстати, Пушкин затрагивает ее еще в “Деревне”, но не останавливает на ней своего внимания. Причем важно заметить, что во втором стихотворении Пушкин ни разу не употребляет слова “здесь” и “везде”, коих огромное количество можно встретить в “Деревне”. Возможно, что такое отсутствие значимо, ибо знаменует непостоянство сегодняшнего дня.
Итак, какие же происходят перемены?
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.
(“Деревня”)
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод.
(“Вновь я посетил...”)
Несомненно, первое описание озер более оптимистично как на лексическом (“лазурные”, “белеет”, “парус”), так и на фонетическом (обилие звонких, сонорных согласных и гласного [а], знаменующего необъятность и широту) уровнях; тогда как второе описание имеет более приглушенную окраску звуков (глухие [с], [ш], [ч] - создают впечатление движения волны и шум ветра). В символическом плане возможно, что озера в обоих стихотворениях есть символ самой жизни, мистическая река, через “неведомые воды” которой можно попасть в загробный мир. И если в “Деревне” парус рыбаря (может быть, это и есть перевозчик душ Харон) мелькает изредка, то во “Вновь я посетил...” рыбак тянет свой убогий невод постоянно. Раскрытию этого плана стихотворений помогает звукопись (гласный [у] знаменует тоску и потерю).
Кстати, созвучна с этим пониманием жизни - реки и метафора в стихотворении “Деревня”: “где льется дней моих невидимый поток” (курсив мой. - А. П.).
Интересны и дальнейшие описания:
Мельницы крилатые... (“Деревня”)
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
(“Вновь я посетил...”)
Во втором описании уже не видно следов “довольства и труда”. Причем в первом стихотворении Пушкин намеренно смягчает дрожащий [р] гласным [и], тогда как во втором - ставит слово “крылья” (с [ы]) последним в строке. Вновь звукопись раскрывает авторское отношение и замысел.
Важно в этом смысле и еще одно сравнение:
Вдали рассыпанные хаты... (“Деревня”)
По берегам отлогим рассеяны деревни...
(“Вновь я посетил...”)
Вроде бы метафора тематически повторяется (“рассыпанные” - “рассеяны”), но сам звуковой состав последней (особенно исчезновение двойного “н”) создает образ “обеднения” и утрат. Интересно, что во втором стихотворении появляется слово “деревни”, тогда как в первом оно ни разу не употребляется.
Итак, все вроде бы прежнее, но все другое... Другое и отношение Пушкина к жизни. Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4