Горький "Мать" - сочинение "Образ и характеристика Ниловны в романе «Мать»"
Страница: 1 [ 2 ] 3ой символической сцене, завершающей первую часть романа, мать предстает как соратница революционеров, поднявшая уроненное в бою знамя.
Деление романа на две части во многом связано с духовным ростом Ниловны, и это не противоречит сказанному выше: ведь в образе матери раскрыто обновление всего народа революцией. Если в конце первой части Ниловна еще верит в Христа, то уже в первой главе второй части Горький рассказывает о символическом сне матери, который раскрыл ей глаза на попов и церковь. Поп во сне Ниловны предстал как охранитель старых порядков, она видела его рядом с солдатами, направившими на нее штыки. И, проснувшись, она первый раз в жизни не помолилась. Хорошо передано психологическое состояние женщины, которая освободилась не от простого, а от духовного бремени: «в сердце было пусто». Если б Горький сказал — «легко», это было б фальшью, ибо для Пелагеи Ниловны нелегко расстаться с религией, потому она и почувствовала пустоту.
Как видим, духовный перелом произошел не скоро, процесс преодоления старого был длительным и трудным, но с этого момента Ниловна окончательно связала свою судьбу с соратниками Павла. Она непосредственно включается в революционную борьбу, через нее осуществляется связь с деревней. От той ‘; робкой, запуганной женщины, которая даже ходила боком, какой показана Ниловна в начале романа, не осталось и следа. Апофеозом матери-революционерки явилась её предельно лаконичная, страстная речь на вокзале во время ареста — призыв к народу объединиться для решительной схватки с царизмом.
Образ Ниловны — большая удача Горького. Можно без преувеличения сказать, что вся мировая литература даже попытки не делала показать такой колоссальный духовный рост простой женщины. Лишь после горьковского романа мы увидели подобное у М. Андерсена-Нексе, А. Зегерс, Ж. Амаду и других писателей. Горький увидел такую женщину в гуще народа и раскрыл её характер как символ воскресения народной массы. Не так просто было заметить таких людей среди женщин, тем более не просто было показать Ниловну как типическое явление. Даже критик-большевик В. Боровский подверг сомнению не только революционность Ниловны, но и само существование таких матерей, обнаружив во взгляде на роман Горького понимание типического как массовидного, сформировавшегося. (Заметим, что в статье о Бунине (1911), размышляя о герое «Деревни» Тихоне Красове, Боровский правильно трактовал проблему художественного обобщения). В статье «Максим Горький» (1910) критик писал: «Возрождение Ниловны и вся её деятельность определяется всецело и исключительно любовью к сыну» ‘. На этом основании Боровский отказывается считать Ниловну революционеркой, рассматривая её только как мать, и этим объясняет даже неудачу (!?) романа: «…центр внимания переносится с действительных непосредственных деятелей на деятеля посредственного»
Действительно, Ниловна вступила в борьбу из любви к сыну. Это был первый стимул. Но вскоре самым важным становится для нее дело Павла и его товарищей, дело всего народа.
Страница: 1 [ 2 ] 3