Горький "Мать" - сочинение "Идейно-композиционная роль образа Ниловны в повести М. Горького "Мать""
Страница: 1 [ 2 ]уши. Вот что говорит сама Ниловна: "…раньше жила, - не с чем было сравнивать. В нашем быту - все живут одинаково. А теперь вижу, как другие живут; вспоминаю, как сама жила, и - горько, тяжело". Кажется, тысячи жизней "говорят ее устами" и ее история "принимает значение символа". Ниловна - Богоматерь, провожающая своих детей на Голгофу. Она знает, что провожает их в тюрьму, на смерть, но все же "отдает" их во имя новой веры, которая, как ей кажется, впитает в себя все лучшее и гуманное от веры старой и соединит Христа с богом Павла. За этим чувствуется стремление Горького соединить революционные идеи с общечеловеческими: концепция христианского социализма. В образе матери, отдающей своего сына на заклание, воплощаются все матери, готовящие своих детей к жертвенному подвигу во имя "всех людей". Вспоминается сон Ниловны: "Мать уронила ребенка на пол, под ноги людей, они обегали его стороной, боязливо оглядываясь на голое тельце, а она встала на колени и кричала им: "Не бросайте дитя! Возьмите его...". Христос воскресе из мертвых...". Образ Ниловны - идейный и композиционный центр произведения. Не случайно Горький назвал свою повесть "Мать".
Рисуя образ Ниловны, Горький еще не знал, какой будет революция, не знал точно, к чему она приведет, но верил, что жизнь людей, таких, как Пелагея Ниловна, станет лучше. Он был готов к революции, но боялся крови и насилия.
Пришел 1917 год... У всех просвещенных людей он развеял надежды на светлое будущее. М. Горький дает определение революции: "Страшный научный эксперимент над живым телом России". Революция не оправдала надежд русской интеллигенции. То, о чем мечтал Горький в повести "Мать" - поставить во главе пролетариат, - сбылось. "Пролетариат - у власти, ныне он получил возможность свободного творчества", - писал Горький в "Несвоевременных мыслях". Но Горький, буревестник революции, увидел вместо искомого "рая" погубленную культуру, сотни тысяч загубленных жизней... Развеялась чудесная сказка, произошло то, что неотвратимо должно было случиться: "Человек оценивается так же дешево, как и раньше". Идея, ради которой Ниловна пожертвовала собой и своим сыном, обернулась на практике страшной, кошмарной, жестокой бойней. В "Матери" мы видим пробуждение души героини от власти "рабского, холопского". В "Несвоевременных мыслях" писатель с горечью говорит о том, что такими методами, которые применяются в Советской России, ничего не добиться: "Идеи не побеждают приемами физического насилия". Это главная мысль писателя-гуманиста, к которой еще тогда стоило бы прислушаться. Вот об этом меня сегодня заставил размышлять М. Горький.
Миронова Н. 11 класс, школа 196 С.-Петербург
Страница: 1 [ 2 ]