Горький "Мать" - сочинение "Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века."
Страница: 1 [ 2 ] 3после гибели Христа двое его учеников отправились в селение Эммаус, расположенное неподалеку oт
Иерусалима. Вдруг сам воскресший Иисус подошел к ним, но они не узнали его, и только когда в доме одного из учеников
Христос разломил хлеб и дал им, они поняли, кто перед ними, и поверили в воскресшего Господа.
Евангельская притча, упомянутая в начале романа, позволяет нам глубже понять и замысел Горького, и образ главной
героини. На мой взгляд, он, этот образ, строится как бы в двух системах координат: христианско-мифологическом и
социально-политическом плане.
Как заботливая мать Пелагея Ниловна волнуется и переживает за сына. Когда Павел признается, что читает «запрещенные
книги», ей становится страшно, но, когда он начинает говорить о ее тяжелой, беспросветной жизни, душа Ниловны
открывается навстречу правде. Поначалу она с недоверием и опаской относится к новым друзьям Павла, но постепенно и
Андрей Находка и Наташа становятся для нее близкими и родными. Прислушиваясь к их разговорам, мать постепенно признает
их правоту, однако первые ее поступки (поведение во время обыска, после ареста Павла, распространение листовок на
заводе) продиктованы скорее материнской любовью, нежели сознательным чувством долга, но, с другой стороны, та же
материнская любовь распространяется и на друзей Павла, они вызывают в ней не только сочувствие и сострадание, но и
восхищение их самопожертвованием, самоотречением и готовностью рисковать жизнью во имя спасения товарища. Переведя на
привычный для себя язык, она думает о них как о подвижниках в страсто!
терпцах. И, вспоминая их лица, мать представляла себе одно: «худое, спокойно решительное, ясное лицо с глубоким
взглядом темных глаз, ласковым и строгим, точно взгляд Христа на пути в Эммаус».
Постепенно у Пелагеи Ниловны в душе складывается спокойная уверенность собственной необходимости в этой новой жизни.
Кульминацией первой части является сцена первомайской демонстрации и ареста Павла с его товарищами. Гамма переживаний
матери необыкновенно сложна: от гордости за сына до ощущения неизбывного горя, но душевное утешение она обретает,
обращаясь к людям со страстными словами, звучащими как проповедь и призыв:
«Идут в мире дети наши к радости,—пошли они ради всех и Христовой правды ради—против всего, чем заполнили, связали,
задавили нас злые наши, фальшивые, жадные наши!»
И чуть позже добавляет: «Господа нашего Иисуса Христа не было бы, если бы люди не погибли во славу его...»
Интересна и реакция толпы на ее горячие слова. Кто-то цинично насмехается, кто-то по-человечески жалеет мать, но
Горький заостряет внимание на одной реплике:
« Божье говорит!—взволнованно и глухо выкрикнул кто-то.— Божье, люди добрые! Слушай!»
Поэтому можно сказать, что в первой части «политическая деятельность» Павла и его товарищей, так, как ее понимает
Пелагея Ниловна, воспринимается ею не столько в социальном, идеологическом смысле, сколько через призму христианского
учения о служении идеалу во имя спасения человечества, и одно не противоречит другому.
Страница: 1 [ 2 ] 3