"Петербурские повести Гоголя - Новый взгляд на город"
Страница: [ 1 ] 2
Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его \\"Петербургские повести\\" оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась \\"фантастическим\\"
городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга очень противоположные облики - величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в красивых эпитетах и
образных гиперболах.
\\"Записки сумасшедшего\\" - это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог, \\"говорит сам в себе\\", во внешней же жизни он другой. Перед генералом и его дочкой, он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог.Это различие его внутреннего и внешнего мира сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Так как никто за ним таковой не признает, он должен выяснить это для себя сам. Разглядывая свои
достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание: \\"Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит\\". Этот тон легкой пошлости, думает наш персонаж, должен показывать, что \\"все у меня в порядке, и я большой любитель до шуток\\". Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми, но ведь таким и звучит для него тон независимого человека, которым пытается себя считать.
В отличие от других произведений Гоголя, в \\"Записках сумасшедшего\\" прямо слышится в каждом слове пошлость и трагизм - две краски петербургского мира. В попытке оценить себя Попрыщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе \\"рассмотреть жизнь этих господ\\" и в сладкой мечте
фантазирует, что \\"станем и мы полковником и заведем себе репутацию\\". Но его \\"бедное
богатство\\" достается камер-юнкеру, и Попрыщин пытается вдуматься глубже: \\"Отчего
происходят все эти разности? Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?\\". Вмиг перепрыгнуты все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Попрыщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об \\"исполинских делах\\" и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
Страница: [ 1 ] 2