Гоголь "Ревизор" - сочинение "Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки"
Страница: 1 [ 2 ]ет: слушаю-с). Ведь у нас нет тротуаров, так на нижней улице заборы снять; ревизор туда не пойдет; да доски на большой улице положить везде, прибив кое-как колышками. Вместо фонарных столбов найди чего-нибудь, умудрись, да лицевые стороны подмазать сажей, дегтем — что ли, как знаешь. Чтобы во время пребывания ревизора не произошло пожара; везде у бедных запечатать печи: пусть пока на сухоядении пробудут. На мосте перила некрашенные? Тут не знаю, как и быть! Собрать разве народу побольше, будто собрались глядеть на ревизора, и велеть им собою покрыть перила: пусть хоть и обрушатся, река не глубока» (стр. 50—51). Сходство с распоряжениями гоголевского городничего несомненное. Имеются и другие совпадения в обеих комедиях. Например, сцены первого действия, где также читается письмо о приезде ревизора и советуются о подготовке к его встрече.
Первым в печати заговорил о близости комедий Гоголя и Квитки Г.-П. Данилевский в 1866 году. Он приводит мною интересных писем Г. Ф. Квитки к П.А.Плетневу, с которым Квитко делится своими творческими замыслами, рассказывает, какую резкую отповедь встречают его комедии со стороны тех, кого он в них высмеивал1. Эти письма Г. Ф. Квитко созвучны с письмами Гоголя к М. С. Щепкину и М. П. Погодину о «Ревизоре». Несмотря на близость некоторых сцен, Г. П. Данилевский подчеркнул несопоставимость произведений Квитко и Гоголя.
К настоящему времени накопилась довольно обширная литература о связи обеих комедий. Самым горячим «защитником» Квитки явился в 1899 году Н. В. Волков, совершенно не понявший художественной и общественной силы «Ревизора». Для Н. В. Волкова «Ревизор» Гоголя не оригинальная комедия; Гоголь просто следовал за Квиткой, заимствуя от него очень многое. Волков полагает, что Гоголь не только читал комедию «Приезжий из столицы…», но и приобрел список ее на Украине. Много в книге Волкова мелочных сличений содержания комедий, общего хода действия, сюжетов, характеров.
Дело, однако, в том, что изображение жизни уездного мира — совсем не основная, а второстепенная задача Квитки. В центре его внимания любовная интрига, от которой с такой неукоснительной настойчивостью избавлялся Гоголь во время работы над «Ревизором». Вместо двух сюжетных линий «Ревизора» — городничего и Хлестакова, которые органически сливаются в единый замысел комедии, у Квитки два параллельно идущих комедийных сюжета: первый — центральный — сватовство Милова и похищение невесты авантюристом Пустолобо-вым. Второй — второстепенный и мало раскрытый — появление Пустолобова в уездном городе, в котором ожидали ревизора. Мошенник Пустолобов стремится провести городничего и все уездное начальство с целью наживы, делает попытку ограбить казначейство и т. п.
Страница: 1 [ 2 ]