Гоголь "Ревизор" - сочинение "КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР""
Страница: 1 [ 2 ] 3ное
состояние. В “Ревизоре” автор нарисовал
страшную картину внутренней разобщенности
людей, способных объединиться лишь на время
под воздействием общего для всех чувства
страха. В жизни людьми руководит
высокомерие, чванливость, угодничество,
стремление занять более выгодное место,
устроиться получше. Люди утратили
представление о подлинном смысле жизни.
Можно грешить, достаточно лишь, подобно
городничему, каждое воскресенье исправно
посещать церковь. Скрыть истинную сущность
своих действий чиновникам помогает и
фантастическая ложь, которая во многом
сродни хлестаковской. Ляпкин-Тяпкин берет
взятки борзыми щенками и называет это “совсем
иным делом”. В больницах города люди “выздоравливают
как мухи”. Почтмейстер вскрывает чужие
письма лишь потому, что “смерть любит
узнать, что есть нового на свете”.
Н. В. Гоголь
не случайно полностью переиначивает
традиционную сценическую завязку и
развитие сюжета в своей пьесе, говоря, что “не
более ли теперь имеют электричества чин,
денежный капитал, выгодная женитьба, чем
любовь?”. Истинные ценности человеческой
натуры для чиновников города заменены
представлениями о чине. Смотритель училищ
Хлопов, скромный титулярный советник,
откровенно признается, что если с ним
говорит кто-либо выше чином, так у него “и
души нет, и язык как в грязь завязнул”.
Именно благоговейный страх перед “значительным
лицом” приводит к тому, что чиновники,
прекрасно понимающие всю пустоту и
глупость Хлестакова, изображают полнейшее
почтение, и не только изображают, но и
действительно испытывают его.
Характеризуя
свою пьесу “Ревизор” как комедию
общественную, Н. В. Гоголь неоднократно
подчеркивал глубокое обобщающее
содержание ее образов. Безнаказанный
произвол городничего, тупая
исполнительность Держиморды, ехидное
простодушие почтмейстера — все это
глубокие социальные обобщения. Каждый из
персонажей комедии символизирует
определенный диапазон человеческих
качеств, позволяя автору показать,
насколько измельчал современный человек,
насколько не осталось в нем представлений о
героике и благородстве. Тем самым автор
подготавливает нас к пониманию одной из
основных идей поэмы “Мертвые души”, в
которой он покажет, что нет ничего страшнее
обыденного, измельчавшего зла.
Огромной
творческой удачей писателя можно считать и
образ Хлестакова, которого автор не
случайно считал главным героем
произведения. Именно Хлестаков наиболее
полно выразил суть эпохи, в которой
отсутствует нормальная человеческая
логика, в которую о человеке судят не по его
душевным качествам, а по его общественному
положению. А чтобы занять высокое положение,
достаточно лишь случая, который выведет
тебя “из грязи в князи”, не надо
прилагать
никаких усилий, заботиться об общественном
благе.
Таким
образом, можно утверждать, что, выведя в
комедии обобщенные типы людей и отношений
между ними, Н. В. Гоголь смог с огромной
силой отразить в произведении жизнь
современной ему России. Вдохновляемый
идеями высокого призвания человека,
писатель выступил против всего низкого,
порочного и бездуховного, против падения
общественных норм и человеческой морали.
Страница: 1 [ 2 ] 3