Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Мастерство Ф.М. Достоевского в изображении быта Раскольникова"
Страница: [ 1 ] 2Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости,
с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли,
внутренние лирические чувствования,
"жизни мышья беготня", крик негодования,
искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А.И. Герцен
Ценность литературного произведения в его яркости, образности. Всего этого можно достичь разными средствами. Но в основном яркость произведения зависит от мастерства автора показать и выделить те или иные детали, характеризующие героя, его быт, весь роман в целом.
Такие мастера как Гоголь, Достоевский умели найти "говорящие" детали, которые зримо характеризовали их героев. Они умели найти такую "изюменку", которая, мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует в воображении читателя.
Для примера возьмем роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Мне кажется, автор блестяще изобразил быт героя, подобрал художественные средства настолько верно, что призведение вошло в мировую классику.
Иногда критики называли "Преступление и наказание" "петербургским романом", так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых - восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное "действующее лицо" - город, который душит, давит, угнетает. Достоевский глазами Родиона Раскольникова смотрит на летнюю погоду в Петербурге: "… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…" Такие чувства возникают у Раскольникова, глядя на улицы Петербурга.
Создавая образ города, Достоевский показывает всю атмосферу тех дней, когда Петербург разрастался за счет доходных домов - многоэтажных домов, владельцы которых сдавали комнаты внаем.
В романе часто рисуются уличные сцены, показывающие безысходность жизни разных людей.
Вдруг он видит женщину "с желтоватым лицом и красными впавшими глазами…" Неожиданно она бросается в воду, а вслед за этим он слышит крики другой женщины: "…до чертиков напилась, она раньше удавиться даж хотела, с петли сняли…" И эту картину Достоевский дает нам неспроста. Этим он хочет показать, что все вокруг угнетает Раскольникова. В этой сцене на мосту герой, видя отчаяние окружающих людей, сравнивает с ними свою жизнь и понимает, что он так же может закончить свое существование, не жизнь, а именно существование. Ведь условия, в которых "обитает" Раскольников, не подходят даже для животного. Но вернемся в Петербург…
Покинув грязные улицы Петербурга, Родион идет к себе в комнату, проходя "через вонючие дворы-колодцы…", поднимается по темной лестнице, пугаясь каждого шороха и прячась от людей, потому что он боится встретиться с хозяйкой своей комнаты. И причина всего этого всего одна - он много задолжал за комнату и ему все равно нечем ей заплатить. Но ведь хозяйке безразлично его положение, главное для нее - своевременная оплата за комнату.
И вот Раскольников приходит в свою комнату, да это даже на комнату не было похоже, а скорее на шкаф.
Страница: [ 1 ] 2