Гоголь "Ревизор" - сочинение "Сатирическое изображение действительности в комедии"
Страница: 1 [ 2 ]только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и
всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко знаком с самим Пушкиным; сам пишет;
его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет, скоро его произведут в
фельдмаршалы... Любой человек сразу бы мог "раскусить" Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что
принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца — до чтения
хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные
"грешки". Персонажи комедии представляют собой "корпорацию разных служебных воров и грабителей", как написал
В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю. Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит
население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем,
чтобы каждый получал в соответствии с чином. "Смотри! не по чину берешь!" — распекает он квартального, который
вместо положенных "по чину" двух аршин сукна взял у купца намного больше.
Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не
считается. И сам Городничий стремится при встрече с "ревизором" Хлестаковым первым делом дать ему взятку и
радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе. Но Гоголь не случайно выбирает
для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что
подобные нравы распространены по всему государству, и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия.
Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и
поэтому смех Гоголя — это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это.
В "Ревизоре" Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую
действительность. Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной "комедии нравов" и
"комедии положений". Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки
общества. Не случайно писатель взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа
крива". И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает
традиции "классической" комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в
творчестве Островского и Чехова.
Страница: 1 [ 2 ]