Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Что общего в судьбе Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова"
Страница: [ 1 ] 2«Преступление и наказание» — один из наиболее значительных романов Ф. М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени поругание чести и достоинства человека.
Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов — отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе — за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный. Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в «черепашьей скорлупе» своей каморки — крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.
Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам
Д. И. Писарева, «неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности».
На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», «Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются... ко всему-то подлец человек привыкает!». В отличие от Родиона, Соня готова свою участь «падшей» принять как «божий промысел», искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны.
Страница: [ 1 ] 2