Блок "Двенадцать" - сочинение "Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»"
Страница: 1 [ 2 ] 3ратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу!
Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду. А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.
Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музы-кальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской час-тушкой:
Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить!
Через городской романс автор приходит к четкому революционному маршу:
... Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там ? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди...
Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова — не экзотические вкрапления, а суще-ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями:
Вон барыня в каракуле
К другой повернулась:
Ужмы плакали, плакали...
Поскользнулась
И- бац -растянулась.
Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме — антитезе:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. В этой поэме революция представлена в двух цветах. В поэме Блок рисует беспощадный портрет участников и победителей революции:
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз!
Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспо-минания, но в конце уже звучат залихватские крики:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!... Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!
Поэт показывает, что пролитие крови — событие повседневное для того времени.
Еще один композиционный прием — постоянно меняющийся размер стиха.
Страница: 1 [ 2 ] 3