Блок "Двенадцать" - сочинение "Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать""
Страница: 1 [ 2 ]е время в третьей части мы слышим как бы внутренний голос всех двенадцати красноармейцев: «Господи, благослови!»
В одиннадцатой главе поэт как бы окончательно закрывает тему идеала, к которому необходимо стремиться: И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Но на самом деле идеал этот есть, его просто не могут увидеть разочарованные в жизни двенадцать. И опять Блок использует для доказательства этой мысли прием контраста, вводя в финал поэмы образ Христа «в белом венчике из роз», олицетворяющем идеалы добра, любви, чистоты.
С помощью такого противопоставления поэту удалось изобразить настоящий ход революции. Он доказал, что ее стихийный водоворот «всасывает» в свою воронку исстрадавшихся людей, которые «ко всему готовы» и им «ничего не жаль». Они вроде бы всеми силами хотят раздуть «мировой пожар» «на горе всем буржуям», но в то же время им владеет «скука», происходящая от незнания того, к чему следует стремиться.
Прием контраста Блок использует и чтобы показать стихийный характер революции. Это проявляется в ритмической организации всей поэмы. С одной стороны, организованность шествия красноармейцев постоянно подчеркивается рефреном: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» с другой стороны, этому рефрену противопоставлены различные размеры стихов каждой главы: это и двустопный хорей, переходящий в трехстопный анапест в первой главе. И опять-таки эти размеры Блок берет не в чистом виде, дополняя их трехстопным дольником:
Черный вечер.
Белый снег
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -На всем божьем свете!
Поэт использует также и раешный стих. Наряду с разной организацией стиха он использует в поэме и различные лирические жанры: стих-молитва, стих-частушка, стих-романс. Все это резко контрастирует с вроде бы организованным шествием красноармейцев.
Таким образом, мы видим, что прием контраста необходим Блоку для множества целей, поставленных им перед произведением. Во-первых, он помогает воссоединить двенадцать, казалось, не связанных между собой главок. Во-вторых, он во многом разъясняет смысл произведения, помогает уловить «мерцающий» смысл поэмы. В-третьих, прием контраста является, на мой взгляд, самым важным в раскрытии образов главных героев поэмы и загадки финала, над которой задумываются уже не одно десятилетие.
Страница: 1 [ 2 ]