Достоевский "Униженные и оскорбленные" - сочинение "Князь Валковский"
Страница: 1 [ 2 ]я сделка, единственный «двигатель людских дел», им признаваемый, — деньги. В. жаждет «золотых дождей», видит счастье исключительно в миллионах. В загробное возмездие он не верит, идеалов и нравственных принципов лишен («Идеалов я не имею и не хочу иметь»). Над окружающими В. имеет странную, почти мистическую власть: дочь Смита, полюбившая его безгранично, не вынесла «превращения» ангела в демона; Николай Сергеевич Ихменев, очарованный князем и простиравший свою привязанность к нему «до космического», разорен и опозорен; Наташа и Катя — марионетки в руках В.
По замыслу Достоевского, В. должен был сложиться в образ наполеоновского или рот-шильдовского толка — дельца, капиталиста. Но, проявляя деловую хватку и определенный талант финансиста, В. отличается от наполеонов и РОТШИЛЬДОВ тем, что деньги и власть для него не цель, а лишь средство извлечь из жизни побольше наслаждений. Он — потребитель, изощренный, пресыщенный гурман. Внутреннее одиночество (как следствие полной атрофии естественных человеческих чувств и привязанностей) его не тяготит — скорее является самой оптимальной формой существования.
В. — зловещий интриган, материалист, теоретик и практик разврата, примыкает к огромной когорте отрицательных героев мировой литературы. Это и злодеи из произведений Шиллера, Гофмана, Сю, Сулье, Бальзака, и сладострастники Шодерло де Лакло, маркиза де Сада, Октава Мирбо. Относительно литературных прототипов, прообразов и предшественников В. существует большая литература (так, В.Туниманов в качестве несомненного предшественника князя называет барона Гектора Юло из высоко ценимого Достоевским романа Бальзака «Кузина Бетга»; В.Я.Кирпо-тин, В.И.Этов, Е.А.Маймин сопоставляют сюжетную линию романа с повестью А.С.Пушкина «Дубровский», К.В.Мочульский проводит аналогии откровений В. с парадоксальными взглядами племянника Рамо из одноименной философской повести Дидро и т.д.). Но от мелодраматических злодеев французских романов В. отличает его оригинальная, циничная философия жизни, круто замешенная на российском менталитете; поразительная сцена «заголения» (т.е. предельного, вызывающего откровения) князя перед Иваном Петровичем ночью в ресторане — это по сути первая «философская беседа» в творчестве Достоевского, предтеча беседы в трактире Версилова с сыном («Подросток») и поучения Ивана Карамазова Алеше, тоже в трактире («Братья Карамазовы»).
«Идея личности» В. в творчестве Достоевского восходит к почтенному чиновнику Юлиану Мастаковичу, сладострастнику, женившемуся на совсем юной девушке («Петербургская летопись», «Елка и свадьба»), а «потомство» князя достаточно великое. По одной линии от него происходят «сладострастники» (Свид-ригайлов в «Преступлении и наказании», Федор Павлович Карамазов в «Братьях Карамазовых»). По другой — «сверхчеловеки» — Раскольников («Преступление и наказание»), Иван Карамазов («Братья Карамазовы»). Обе эти линии соединяются в Ставрогине («Бесы»), что придает раннему и несовершенному образу В. особенный интерес.
Страница: 1 [ 2 ]