Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение " Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"."
Страница: [ 1 ] 2 3Все вложено в эту книгу: ум, сердце,
молодость, мудрая зрелость, минуты
радости и горькие часы без сна -вся
жизнь прекрасного, гениального и ве-
селого человека.
Н.Долинина.
Из книги "Прочитаем "Онегина" вместе".
План.
1.Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русской
жизни".
2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в
романе.
1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.
2) Косность и консерватизм московского дворянства.
3) Поместное дворянство:
а)сравнение его с дворянством столичным;
б)отсутствие высоких интересов;
в) барский произвол;
г) подражание иностранному, боязнь нового.
4) Отношение автора к дворянству.
3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.
Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральное
место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по
размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, ха-
рактеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на ста-
новление русского реализма. Писатель работал над ним более
восьми лет.
За широту изображения русской жизни, за глубину типи-
ческих образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его
"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можно
судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.
Хотя это время подъема национального самосознания, начало ор-
ганизованного революционного движения, абсолютное большинство
дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мяту-
щейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно
увидеть в романе эти явления ( я не говорю о 10 главе).
Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального
дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пусто-
ту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Оне-
гина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец".
Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дни
его проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легко
вписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимые
глупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся"
девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее- вот основное
времяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра то
же, что вчера".
Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс...
Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские зна-
комые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами
они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой гово-
рит:
Но в них не видно перемены;
В них все на старый образец...
И дальше начинает перечислять их "неизменные" качества
так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой
поразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы".
Страница: [ 1 ] 2 3