Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение " "Автор и герои в романе А.С. Пушкина.""
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе 27
значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к
тому, о чем он пишет. Так становятся понятными его представления о жизни светского общества, о позиции
«лишнего человека», о литературной борьбе и культурной жизни дворянства России начала XIX века, а
следовательно, раскрывается в какой-то степени мир Пушкина, образ автора, человека и гражданина.Познакомившись
с Онегиным, Пушкин отмечает, что многие общие черты сблизили их: «Страстей игру мы знали оба, томила жизнь
обоих нас, в обоих сердца жар угас...». «Условий света свергнув бремя», автор, как и его герой, «отстав от
суеты», «не может в душе не презирать людей» света, мучается воспоминаниями о невозвратной молодости, светлой
и беспечной.Пушкину импонируют «резкий, охлажденный ум» Онегина, его разочарование в светском образе жизни и
«святое недовольство собой», злость «мрачных эпиграмм».Но поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина.
Если Онегин только хандрит, то Пушкин мечтает о свободе: «Придет ли час моей свободы...Когда ж начну я вольный
бег?». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью» «для звуков
жизни не щадить». В противоположность Онегину, Пушкин мечтает уехать не только от скуки, он мечтает увидеть
Африку, родину своих предков по материнской линии, но при этом добавляет, что будет «вздыхать по сумрачной
России, где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил».И читатель понимает огромную силу чувства поэта к
России. Пушкин также страстно любит и Москву, но не холодный и официальный Петербург. «Как часто в горестной
разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке для сердца русского
слилось! Как много в нем отозвалось!». С глубокой гордостью за свой народ и его историю вспоминает Пушкин
события 1812 года, когда Наполеон ждал ключей от Москвы: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной
головою...»Читая роман, мы постепенно постигаем отношение Пушкина к дворянскому классу, к которому он и сам
принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность,
отсутствие серьезных интересов. Он с насмешкой относится к дворянам Москвы, к неизменности их быта и привычек,
сочувствует Татьяне, живущей среди поместного дворянства, крайне далекого от общественных проблем, состоящего
в основном из «владельцев нищих мужиков».Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: «Я так люблю Татьяну
милую мою». Из-за нее он вступает в спор с «общественным мнением», которое может осудить Татьяну за письмо к
Онегину. И тогда перед читателями предстает человек, умеющий быть выше привычных представлений, высоко ценящий
естественность и непосредственность выражения чувств своей героини. В одном из лирических отступлений автор
раскрывает перед нами и свой идеал женщины: «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и
своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5