Эсхил "Прометей прикованный" - сочинение "Художественное своеобразие пьесы «Прометей прикованный»"
Страница: [ 1 ] 2 3Существовала древняя легенда, согласно которой Эсхил, заснув в детстве в отцовском винограднике, увидел во сне бога Диониса. Бог предупредил мальчика о том, что он должен стать трагическим поэтом. По велению богов Эсхил стал автором многих десятков пьес, из которых, к сожалению, до нашего времени сохранились только семь. Среди этих жемчужин древнегреческой драматургии — и пьеса « Прометей прикованный».
Скорее всего, эта трагедия была частью трилогии, которая заканчивалась не дошедшим до нас драматическим произведением «Прометей освобожденный». Действие пьесы происходит в дикой стране скифов — Скифии, на далеком краю земли. По велению грозного Зевса верные рабы, Власть и Сила, приводят Прометея к горам, у подножия которых бьются волны океана. Бог-кузнец Гефест не по своей воле, с болью в сердце приковывает Прометея к горе. В грудь Прометея вонзается алмазный клин, тело его железными оковами накрепко приковано к утесу. А наказан Прометей, как известно, за милосердие к смертным людям. Ни стона, ни вздоха, ни упрека не проронил гордый Прометей в присутствии верных слуг Зевса. Только оставшись один, он горько жалуется на свою судьбу быстрокрылым ветрам, рекам, морским волнам, Матери-Земле, всевидящему Солнцу. Прометей пытается успокоить себя тем, что сам предвидел свое будущее и сознательно шел к нему. Вместе с горечью растет в нем гордость Титана, страдающего за правое дело:
* Но что я говорю?
* Ведь я и сам
* Предвидел все грядущее, и нет
* Нежданных бедствий для меня.
* Я должен Свою судьбу переносить легко…
Действие как таковое в данной трагедии отсутствует. Современный зритель увидел бы на сцене прикованного Титана, произносящего монологи. Вся центральная часть трагедии — это размышления о несчастьях человечества, о своей судьбе, о тирании Зевса. Поворотные пункты сюжета — начало и конец пьесы, то есть приковывание Прометея к скале и низвержение его Зевсом под землю. Приход Океанид и старца Океана, а также неожиданное появление Ио в образе коровы не меняют статического характера пьесы. Таким образом, мы воспринимаем все поворотные моменты в пьесе всего лишь как фон, на котором разворачивается печальная картина страданий и мук Прометея. Сначала, когда Власть и Сила оскорбляют Прометея, называя «ложным прозорливцем», он только молча терпит оскорбления и пре зрительное отношение к себе постыдных рабов воли Зевса. Но как только мучители скрываются за горизонтом, опечаленная душа Про метея взывает к силам справедливости и гуманизма. Во второй сцен ослабевший Титан рыдает о грядущих бедах:
* Позорные узы обрел для меня
* Новоявленный царь блаженных богов.
* Увы! Я рыдаю об этой беде
* И о бедах грядущих — и где же предел
* Моих бесконечных страданий?
Постепенно к концу монолога Прометей снова начинает верить свои силы. Он верит, что страдает за благодеяния, ведь он принес божественное пламя смертным и огонь стал людям наставником и помощником во всех искусствах. Когда Прометея начинают утешать Океаниды, он уже не оплакивает свою участь — он забывает о ней и весь отдается мыслям о страждущем человечестве.
Страница: [ 1 ] 2 3