Чехов "Чайка" - сочинение "Окрыленный образ «Чайки» Чехова"
Страница: [ 1 ] 2 3Окрыленный образ «Чайки» стал в русском искусстве символом победы человеческого духа над всеми трудностями жизни. Призыв Чехова «не бояться жизни» был направлен против буржуазного искусства, которое всегда испытывало страх перед жизнью, то приукрашивая ее, то уходя от нее в тупики, откуда нет выхода. «Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно», — говорит Нине в финале пьесы Треплев, ка.к бы подводя итог раздумьям автора. В октябре 1896 года аЧайка» была поставлена иа сиене Александрийского театра в Петербурге, того самого театра, в котором был встречен: злобой гоголеВ’ ский «Ревизор» и освистана «Женитьба».
Утром в день спектакля Антон Павлович встречал на вокзале приехавшую из Москвы сестру.
* — Напрасно ты приехала — говорил он, идя с Марией Павловной по перрону,—пьеса провалится.
Вид у него был пасмурный и угрюмый. Войдя вечером в зал, Чехов обвел взглядом ряды присутствовал почти весь литературный Петербург. Но большая часть публики вряд ли знала о существовании Чехова. «Чайка» давалась в бенефис комической актрисы Левкеевой, любимицы дельцов, приказчиков, гостинодворских купчиков. Поклонники ее таланта пришли в театр повеселиться: Левкеева умела смешить. При первых же репликах зал замер в недоумении: на сцене какая-то девица, нюхающая табак, учитель, рассуждающий о своей трудной жизни: «Я получаю всего 23 рубля в месяц». В партере хихикнули, ложи отозвались смехом. Первые ряды зашевелились, заговорили, демонстративно поворачиваясь спиной к сцене. Актеры растерялись, заглушаемые шумом реплики звучали неуверенно. Когда Заречная — Комиссаржевская1 произнесла первые слова своего монолога, в зале не смеялись — хохотали.
Занавес опустился под свистки, шиканье, яростное топанье ног. Чехов, бледный от волнения, встал, Он вглядывался в лица знакомых литераторов и не узнавал их. Что кроется в глазах этих людей, которые вчера еще улыбались ему, ловили каждое его слово? Почему эти люди избегают его взгляда? И расфранченная публика бенефиса и пишущая братия Петербурга в невиданном единстве отстаивали в этот вечер ветхое, отжившее свой век искусство, против которого поднялся Чехов. Неискушенные в вопросах литературы зрители сочувственно прислушивались к нарочито громким голосам журналистов:
* Безобразие! Писал бы уж лучше свои рассказы! Где он нашел в России таких людей? Ни завязки, ни развязки, ни характеров!
Чехов ушел из театра, не дождавшись конца спектакля. Долго бродил он один по чужому, холодному городу. Утром Антон Павлович, не простившись ни с кем, уехал домой. Его провожал писатель Потапенко. Чехол был спокоен, шутил, но в глазах у него застыла боль.
— Кончено, — говорил он, стоя на площадке вагона,— больше никогда не буду писать пьес.
«Не води речь о театре, — писал Гоголь своему другу Погодину, потрясенный злобными нападками критики на «Ревизора»,— кроме мерзостей ничего не соединяется с ним». Вскоре после постановкисвоей комедии Гоголь уехал за границу мыкать» обиду.
Страница: [ 1 ] 2 3