Чехов "Душечка" - сочинение "Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова "Душечка""
Страница: [ 1 ] 2В рассказе А. П. Чехова "Душечка" удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо богатой, поэтической, целеустремленной натуры он представляет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содержанием человека.
Такова Душечка — Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была замечательна лишь тем, что не могла жить без "любви", привязанности к кому-нибудь. О настоящей любви здесь говорить сложно, поскольку это чувство подразумевает равноправие, взаимоуважение, самоотдачу, способность поделиться собой. Оленьке нечем было делиться, пока она была одна, но лишь только рядом с ней появилялся человек, которому она казалась привлекательной, любовь захватывала "все ее существо, всю душу, разум". И Душечка, словно губка, впитывала в себя образ жизни, мысли, устремления, оценки своего избранника и, как зеркало, отражала их в мир. Не имея своего мнения, не ставя перед собой никаких целей, Оленька "растворялась" в своем очередном муже, говорила его словами, думала его мыслями. Не размышляя о происходящем, не вдумываясь в смысл произносимых фраз, не подвергая свои поступки критической оценке, Оленька часто попадает в забавное, на мой взгляд, положение, поскольку говорит и делает совершенно противоположные вещи. Так, живя со своим первым мужем, содержателем увеселительного сада "Тиволи", Оленька всем своим знакомым говорила, что "самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр, и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным человеком можно только в театре". Со вторым мужем, торговцем лесом, Душечка резко изменила мнение о театре, поскольку муж был домоседом: "Нам с Васичкой некогда по театрам ходить... Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего".
Но самое главное, что вызывает не только улыбку автора, но и нашу, это то, что пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий высказывать свое мнение, "жили они хорошо".
За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?
Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.
Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не " одиночество само по себе, а то, что "у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить". Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце "такая же пустота, как на дворе".
Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро "постарела и подурнела" от такой одинокой жизни.
Страница: [ 1 ] 2