Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века"

Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века"

Страница: [ 1 ]  2  

...Разлетится... гнилой, склизлый город,
поднимется с туманом и исчезнет,
как дым, и останется Финское болото,
а посреди его, пожалуй, для красы,
бронзовый всадник...
Ф. М. Достоевский

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из величайших произведений мировой литературы, “роман-трагедия”, как писали о нем критики.
Мир “Преступления и наказания” — это мир Петербурга. Однако в романе, на мой взгляд, присутствуют три ипостаси Петербурга. Петербург, воплощающий силу и власть государства, лишь однажды возникнет на страницах романа. Глядя на Зимний дворец, Раскольников почувствовал “необъяснимый холод”, которым веяло от “этой великолепной панорамы”. Этому городу нельзя сказать: “Люблю тебя...”. В нем нет той живой красоты, которую воспел А. С. Пушкин: ни одетой в мрамор Невы, ни кружева оград.
Живой и прекрасный “град Петра” возникнет в сознании Родиона в тот момент, когда он идет на преступление. Этот будущий убийца задумывается об “устройстве фонтанов”, призванных “освежить воздух” в страшном городе. Но этот Петербург всего лишь мечта героя.
Истинный же Петербург для автора и его героев — это каменный мешок, мертвый и безликий. Действие романа разворачивается летом, но мы не найдем на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. Вонь, грязь, духота царят повсюду: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня... и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу”.
Но отвратительны не только улицы и переулки. Не менее ужасны и те “клетки”, в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах люди голодают, страдают, в их умах зарождаются страшные преступления. Раскольников живет в каморке “под самой кровлей”, похожей на шкаф, а точнее, на гроб. Здесь он задумывается над своей теорией, которая приводит его к убийству. Как позднее герой признается, “квартира много способствовала” тому, что он совершил преступление. Таким образом, Петербург — это не только фон, на котором разворачиваются события, но и символ ненормальной, безнравственной жизни. Человек в этом городе одинок, люди здесь — толпа, ничего не слышащая и не понимающая. Как ярко это выражено в эпизоде гибели Мармеладова! Только что люди “кричали, ахали”, но через несколько минут “суета и любопытство” стихли. Кучер был “не очень уныл и испуган”: экипаж принадлежал богатому хозяину. Полицейские были довольны, узнав имя раздавленного: бедняк и горький пьяница.
Преступление против человека — обычное дело в этом городе. Лебезятников избивает Катерину Ивановну, Лужин клевещет на Соню, обвиняя ее в воровстве, старуха-процентщица обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. “За нищету, — говорит Мармеладов, — даже не палкой выгоняют, а метлой выметают..., чтобы оскорбительнее было”. “Униженным и оскорбленным” нет места в этом городе. Безысходность — вот лейтмотив романа “Преступление и наказание”. “Понимаете ли вы..., что значит, когда уже некуда идти!” — восклицает Мармеладов.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz