Чехов "Вишневый сад" - сочинение "Герои пьесы А. Чехова "Вишневый сад" как представители прошлого, настоящего и будущего"
Страница: [ 1 ] 2Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы. В “Вишневом саде” действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами. На смену дворянству идут люди деловые и практичные, они — настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколениям принадлежит право изменить эту “нескладную, несчастливую жизнь”. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы. Прошлое России представляет поместное дворянство — неразумные владельцы вишневого сада Гаев и Раневская; русскую буржуазию — купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Петя Трофимов — будущее страны.
Вера в будущее России, в неограниченные возможности народа, который создаст новые сады, — вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы. Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней “далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город”, напоминает об умирании прошлого и рождении будущего, нового. Ощущение близкой иатастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, “замирающего, печального”. Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь лю-дей-“недотеп”. Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности.
Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, писатель избрал наиболее трудный путь. Неизбежность крушения прошлого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей. По своим личным качествам и Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик — люди скорее хорошие, чем плохие. И все-таки все они “существуют неизвестно для чего”, так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни.
“Хороший она человек. Легкий, простой человек”, — говорит о Любови Андреевне Лопахин. И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна. Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность. Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство.
На Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает происходящих изменений, умеет говорить только юбилейные речи и этим пустым фразерством создает иллюзию яркой и полезной жизни.
Страница: [ 1 ] 2