"Изображение \"Новых людей\" в произведениях Тургенева и Чернышевского"
Страница: 1 [ 2 ]
ом. Базаров считает, что его миссия состоит только в том, чтобы
\"место расчистить\". Рахметов и \"новые люди\" знали, за что они борются, представляли себе основные черты общества будущего. \"Новые люди\" даже стремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейные отношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие окончательной цели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он практически никогда не отстаивал своей точки зрения, не пытался доказать правильность своих выводов. Свое утверждение он считал неопровержимой истиной, и лишь сама жизнь могла заставить Базарова усомниться в этом. Например, утверждение Базарова: \"Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным\" - выглядит несколько догматично. У \"новых людей\" оно выдвигается как теория разумного эгоизма, которую Лопухов излагает Вере Павловне: \"...человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями, под которыми происходят (...) влияния берут верх над другими, когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются выводами, игра их в человеке - соображением выгод... поэтому человек всегда действует по расчету выгод\". Отсутствие окончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишали его будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так, Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды. Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, что Тургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его \"тифусом\". Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее. Он пишет, что число \"новых людей\" постоянно растет и что их деятельность уже приносит определенные результаты. Такая разница в изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургенев отразил в своем романе начальный период разночинно-демократического движения. Базарову не суждена победа, так как он стоит еще в преддверии будущего, и этим Тургенев объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движение шестидесятых годов, он рисует образы \"новых людей\" с безоговорочным сочувствием, без тех внутренних противоречий, которые были характерны для отношения к \"нигилизму\" автора \"Отцов и детей\".
Страница: 1 [ 2 ]