"Значения творчества Чернышевского для русской литературы"
Страница: 1 [ 2 ]
волюционно-демократического движения.
Творческий опыт Шевченко окончательно убедил Чернышевского в возможности и перспективности дальнейшего развития украинской литературы. Вопрос этот, как известно, был достаточно острым и служил предметом оживленных дискуссий. Белинский в свое время решал его отрицательно; даже Добролюбов не был все же достаточно последовательным. Лишь Чернышевский четко и недвусмысленно дал на этот вопрос положительный ответ, ссылаясь прежде всего на творческий опыт Шевченко: «Малорусская литература получила уже такое развитие, что даже могла бы обойтись и без нашего великорусского одобрения, если б могли мы не иметь к ней сочувствия. Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков: не признавать польскую литературу значило бы тогда только обнаруживать собственную дикость. Имея теперь такого поэта, как Шевченко, малорусская литература также не нуждается ни в чьей благосклонности».
Чернышевский фактически поставил вопрос о мировом значении поэзии Шевченко. Он включал его в один ряд с выдающимися деятелями мировой культуры. Определяя характер своего собственного творчества, Чернышевский подчеркивал-. «Я пишу для читательниц и читателей Жорж Санд, Диккенса, Мицкевича, Шевченко, Некрасова. Вождь русских революционных демократов внимательно прислушивался к мнению Шевченко, считая его непререкаемым авторитетом во всех вопросах, которые были. связаны с жизнью украинского народа. В ряде случаев он прямо ссылался на мнение великого украинского поэта, которому доверял безусловно, «потому что Шевченко чрезвычайно хорошо знал быт малорусского народа. Опираясь на этот непоколебимый авторитет, мы твердо говорим,— писал Чернышевский,— что те, которые захотели бы говорить противное, ослеплены предрассудком, и что малорусский народ ничего, кроме вреда, не может ждать себе от них.
В поле зрения Чернышевского были многие проблемы развития культуры украинского народа. Решительно выступая против реакционных идей шовинистов и националистов, он боролся за право братского народа пользоваться своим родным языком и одновременно против попыток заменить его искусственно созданным «язычием». Резко критикуя идеи львовского журнала «Слово», Чернышевский писал в статье «Национальная бестактность»: «Наши малороссы уже выработали себе литературный язык несравненно лучший: зачем отделяться от них?».
Страница: 1 [ 2 ]