Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Личность в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание""

Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Личность в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание""

Страница: [ 1 ]  2  

Личность в представлении писателей второй половины XIX века — это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои.
Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.
Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: “...но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”. “Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время ”.
Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, “униженных и оскорбленных”, автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.
Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. “Вот тут... двадцать рублей, кажется, - и если это может послужить вам в_ помощь, то... я... одним словом, я зайду!” Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.
Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он . помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.
На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникоза, “диалектику” его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.
Создав теорию о “людях-гениях” и “муравейнике”, герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. “Кто я - тварь дрожащая или право имею?” Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве “гениев” на кровь “по совести”.
Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери - все это послужило решающим толчком к совершению его “пробы”.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz