"Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета"
Страница: 1 [ 2 ]
е воды в одноименном стихотворении “бегут и будят сонный брег”, “гласят во все концы”, а зима “злится”, “хлопочет”, “ворчит”.
Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря...
Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения “милого лица” и изменения в природе — такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей печаль....
При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.
Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но в то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.
Страница: 1 [ 2 ]