"Удивительный мир поэзии Афанасия Фета"
Страница: 1 [ 2 ] 3
лстым). Фет начинает много писать и печататься. В свет выходит его новый сборник. Для этого периода поэзия Фета необычна, причудлива, утонченна. Она полна недомолвок, недоговоренности. Критика находит в ней необыкновенную мелодичность.
Чайковский писал о Фете: “Считаю его поэтом абсолютно гениальным... Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена”.
Ряд стихотворений Фета написан в традиции романса:
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит,
Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит...
...И чем ярче играла луна, И чем громче свистел соловей,
Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней...
В выборе образов Фет бывает порой удивительно смел:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет,— и плачет уходя.
Но к 60-м годам Фет оказывается на периферии литературы и еще раз резко меняет свою судьбу.
Он становится помещиком, почти не пишет стихов. Всецело отдается земледелию, хозяйственным хлопотам. В 1873 году вышел долгожданный указ о присоединении Афанасия Фета к роду Шеншиных. Фет начинает обладать всеми правами дворянина. Сменив имение, после длительного перерыва он снова начинает писать стихи. Он дает им название “Вечерние огни”. С поэтом происходит чудо. На старости лет он пишет вполне юношеские, свежие стихи. Они полны зоркости, остроты восприятия, благоговения перед красотой природы:
И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
Он обращается к своей возлюбленной, умершей 30 лет назад, так, словно они расстались лишь вчера:
Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой,—
Не в силах, верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.
Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого “чистого искусства”. Он утверждал, что красота — единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами.
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Героиня этого стихотворения — Татьяна Берс, сестра Софьи Андреевны Толстой. Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: “Когда вы поете, слова летят на крыльях”.
Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые, едва зарождающиеся настроения.
“Уменье уловить неуловимое” — так характеризовала критика эту черту его дарования.
В стихотворениях, воспевающих природу, а особенно в философских стихах, Фет близок к своему кумиру — Тютчеву.
Страница: 1 [ 2 ] 3