"Тема любви в лирике Фета"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
аз его давно умершей любимой. К ней он обращается за советом: \"О, что б сказала ты, кого назвать при этих грешных помыслах не смею\".
Литературовед Благой в своих исследованиях указывает на соответствие этих строк словам Вергилия к Данте о том, что \"как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники ему дается Беатриче\". Образ Марии Лазич (а это, несомненно, она) для Фета является нравственным идеалом, вся жизнь поэта - это стремление к идеалу и надежда на воссоединение.
Но любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания. В стихах часто встречаются такие сочетания, как радость - страдание, \"блаженство страданий\", \"сладость тайных мук\". Стихотворение \"На заре ты ее не буди\" все наполнено таким двояким смыслом. На первый взгляд перед нами безмятежная картина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает какое-то напряжение и разрушает эту безмятежность: \"И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон\". Появление \"странных\" эпитетов, таких, как \"утомительный сон\", указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясняется причина этого состояния, стихотворение доходит до кульминации: \"Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней\". Напряжение нарастает, и вдруг последнее четверостишие совершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: \"Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит\". Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас к гармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв \"не буди ж ты ее\" звучит уже почти истерично, как крик души. Такой же порыв страсти чувствуется и в стихотворении \"Сияла ночь, луной был полон сад...\", посвященном Татьяне Берс. Напряжение подчеркивается рефреном: \"Тебя любить, обнять и плакать над тобой\". В этом стихотворении тихая картина ночного сада сменяется и контрастирует с бурей в душе поэта: \"Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей\".
\"Томительная и скучная\" жизнь противопоставлена \"сердца жгучей муке\", цель жизни сосредоточена в едином порыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла. Для Фета любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа. \"Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: там человек сгорел!\" - восклицает Фет в стихотворении \"Когда читала ты мучительные строки...\". Мне кажется, что так же Фет мог сказать о муке любовных переживаний. Но один раз \"сгорев\", то есть пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежесть этих чувств и образ любимой.
Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески пи-сать о любви? Он ответил: по памяти.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4