Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание""
Страница: [ 1 ] 2“Преступление и наказание” — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа — молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для “низших” людей. Чтобы как-то исправить свое материальное положение, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Но он не смог воспользоваться награбленным. Раскольников не только не поправил свое финансовое положение, но довел себя почти до сумасшествия душевными муками. Психологический процесс автор показывает уже после убийства. В конце концов Раскольников не выдержал и пришел в полицию с повинной. Но даже каторга не так тяжела, как нравственное наказание. Герой увидел абсурдность своих мыслей, свою никчемность и ничтожность.
Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — главная часть — состояние души преступника. Это отразилось на структуре построения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, страхи, искания и его постепенное “воскресение”. Язык романа — это обычная будничная человеческая речь. Язык поражает естественностью и непосредственностью. Только в эпилоге романа речь Достоевского плавная. В целом она прерывистая, нервозная. В романе очень много оговорок и ограничивающих слов, таких, как “впрочем”, “хотя”. Однако “ритм Достоевского преодолел ограничения, подчинил себе язык романа”. И когда открываешь роман, уже с первых страниц невольно и незаметно втягиваешься в этот стремительный ритм, ни с чем не сравнимый в мировой литературе. Тот самый ритм, благодаря которому автор создал “новую науку искусства, дополнив его духовностью”. У Достоевского нет такой живописности изображения, как у Л. Н. Толстого, но у него своя манера изображения. Ускорения и замедления, повышения и понижения интонации речи помогают ощутить невидимое движение жизни.
Герои романа характеризуются словесно. Наиболее выразителен портрет Раскольникова. Неблагообразие его слога, сумбурность построения предложений, прерывистость речи показывают раздвоение главного героя. Выразительность портрета старухи достигнута употреблением уменьшительных слов: “крошечная старушонка”. Особую роль в портрете у Достоевского играют глаза. У Дуни (сестры Раскольникова) глаза почти черные, гордые и добрые. Такая и сама Дуня У Сонечки Мармеладовой “замечательные голубые глаза”. У самого Раскольникова “прекрасные темные глаза”. Достоевский считал, что глаза —• это необходимый предмет духовного портрета героев. Автор связывает воедино обстановку, природу и героев. Петербург как бы подталкивает Раскольникова к преступлению. Писатель показывает город в очень маленьких описаниях, но их достаточно, чтобы увидеть Петербург глазами героя романа: “Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой панорамы.
Страница: [ 1 ] 2