Фейхтвангер "Семья Опперман" - сочинение "Жак Тюверлен - характеристика литературного героя"
Страница: [ 1 ] 2ЖАК ТЮВЕРЛЕН (нем. Jacques Tuverlin) — герой романа Л.Фейхтвангера «Успех» (1929), части трилогии «Зал ожидания», в которую вошли также романы «Семья Опперман» и «Изгнание». Свой роман «Успех» автор считал «исторической хроникой» Германии между двумя войнами. Под вымышленными именами в романе можно узнать и Гитлера, и Людендорфа, и тех, кто привел их к власти. Символично название трилогии. Все люди мира предстают в ней пассажирами-заложниками в зале ожидания, терпеливо поджидающими поезд-судьбу. Ж.Т.— писатель-философ, выразитель модных в 20-е годы социальных теорий. Он — скептик, считающий политическую борьбу бессмысленной в условиях общества, построенного на частном интересе, на вере в свой единоличный успех. По мнению Ж.Т., приход фашизма неизбежен, ибо он несет высвобождение присущих человеку звериных инстинктов. Процессы, происходящие в обществе, Ж.Т. рассматривает как борьбу молодой и незрелой Европы с древней цивилизацией Азии. Ж.Т. оказывается вовлеченным в процесс искусствоведа Крюгера. Сначала он относится к делу без интереса, его больше занимает яркая и волевая Иоганна Крейн, защищающая Крюгера. Само дело Крюгера, которого обвиняют власти Баварии, представляется Ж.Т. лишь одним из проявлений звериного времени. Сам Ж.Т, как и Фейхтвангер, — приверженец творчества Аристофана. В желчном и язвительном аристо-фановском стиле Ж.Т. сочиняет пьесу-шутку, остроумно и точно обличающую окружающий мир. Главный герой пьесы — исконный персонаж немецкого народного театра марионеток Касперль. Предприимчивые дельцы превращают пьесу Ж.Т. в коммерческое ревю с канканом и стриптизом. Надежды Ж.Т. рушатся. Он понимает, что творчество этот мир воспринимает будто в кривом зеркале. Интересны взаимоотношения Ж.Т. с инженером Каспаром Преклем, коммунистом, служащим автомобильного завода. Прекль — типичный выразитель вульгарного, ортодоксального коммунизма. Его отношение к делу Крюгера не человеческое, а политически-утилитарное, он стремится использовать процесс в своих, партийных, целях. Так же он относится и к писателю Ж.Т, навязывая ему и его творчеству идеологический базис. Глава «Роль писателя» посвящена спору Ж.Т. и Прекля о задачах писательского труда. По мнению Прекля, литература существует лишь для того, чтобы обслуживать активность революционных масс и описывать классовую борьбу. Прекль — истерик, он не умеет говорить, может только выкрикивать. Ж.Т, напротив, говорит «осторожно». Он предлагает собеседнику подумать над тем, что существует много точек зрения на историю и мировой процесс. Смешение культур и наций гораздо более интересно Ж.Т, чем экономические теории Прекля. Ж.Т. так и не удается завершить свою речь достойно, потому что Прекль уже не владеет собой. Автор показывает два наиболее характерных для того времени типа идеологически одержимых маньяков: фашистов и коммунистов. Ни те, ни другие не умеют разговаривать, они умеют только подавлять. Однако у Прекля тоже есть своя правда: «Он не может углубляться в созерцание китайского фарфора, когда кругом трещат пулеметы».
Страница: [ 1 ] 2