"Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева."
Страница: 1 [ 2 ]
», «в этом сиянии». Показательно, что сначала луна светит на море, под воздействие неба попадает «зыбь морская», а потом уже человек охвачен сиянием:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою…
Так происходит взаимопроникновение небесного, морского и человеческого миров. Любуясь праздником природы, величественной картиной мироздания лирический герой испытывает глубокое волнение. Экспрессия его чувств передается с помощью повторов, риторического вопроса, восклицаний. Желание человека раствориться в красоте столь велико, что он готов в морских сияющих волнах «потопить свою душу». Созерцание природы превращается в созерцание самого себя в окружающем мире, а постижение своих духовных порывов есть одновременно и постижение природы, ее законов. Поэтому Тютчев постоянно свои стихи делит на две части: в первой дается картина мира, а затем совершается переход к жизни человека. Иногда возможен другой путь: в первой части – человеческие порывы, а во второй – природная картина.
Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» Тютчев сначала описывает переход природы от зимы к весне, пробуждение от зимнего сна: «А воздух уж весною дышит...» Во втором смысловом отрывке дается сравнение. Здесь говорится о душе, которая тоже спала, но с приходом весны взволновалась:
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Параллелизм в описании состояний природы и человека – свидетельство их нерасторжимого единства.
В стихотворениях Тютчева реальные природные пейзажи превращаются в философские картины. Поэт, наблюдая за стихийными явлениями, стремится познать сущность бытия, всеобщие законы мира. Грандиозный образ Космоса, Вселенной создан в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» Человеческие судьбы соотнесены с мировым движением. Не случайно в этом произведении использовано местоимение «мы»:
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Образы «темных волн», «бездны» становятся символами хаоса, таинственной стихии. Мир природы также подвержен гибели, как и человеческий. Катастрофичность – главный закон мироздания. Все гибнет, сгорает в «мировом огне».
Эта трагическая мысль не перечеркивает человеческого духа. Наоборот, люди, как и могучие силы природы, способны на борьбу, на сопротивление хаосу. В этом смысл бытия. Человек и природа – сложная философская тема, получившая глубокое отражение в лирике Тютчева.
Страница: 1 [ 2 ]