"В чем трагизм лирического героя поэзии Тютчева"
Страница: 1 [ 2 ] 3
пит момент угасания, увядания и умирания. Противоречивой двойственностью отмечена у поэта не только природа, но и мир человеческой души. Лирический герой Тютчева одновременно и раб, и властелин; он и слаб, и силен; и терпелив, и мятежен; исполнен и смирения, и тревог. Жизнь человека Заполнена всевозможными чувствами, событиями, мечтами и достижениями. Но при этом она трагична и бессмысленна перед ночной бездной:
* И человек, как сирота бездомный,
* Стоит теперь и немощен и гол,
* Лицом к лицу пред пропастию темной.
Лирический герой все острее чувствует свое одиночество в человеческом обществе, где «мысль изреченная есть ложь», где слово не может объединить людей, и потому личность обречена на вечную немоту:
* Молчи, скрывайся и таи
* И чувства и мечты свои
* Пускай в душевной глубине
* Встают и заходят оне…
Лирический герой Ф. И. Тютчева физически ощущает себя накануне Апокалипсиса, нового потопа, на краю бездны и в обстановке наступающего безумия. Ощущение открывающейся бездны, хаоса, «палящего летнего зноя», рокового начала присутствует и в любовной лирике поэта. Безграничное счастье чаще всего оборачивается трагедией, а властное влечение к душе родной превращается в «поединок роковой», в борьбу неравную «двух сердец»:
* Любовь, любовь — гласит преданье —
* Союз души с душой родной —
* Их съединенье, сочетанье,
* И роковое их слиянье,
* И… поединок роковой…
* И чем одно из них нежнее
* В борьбе неравной двух сердец,
* Тем неизбежней и вернее.
* Любя, страдая, грустно млея.
* Оно изноет наконец…
Стихотворения о любви часто наполнены тайным, еле уловимым светом, светом чистого, влюбленного сердца. Но чаще всего это «прощальный привет», несущий в себе все ту же грусть, все то же чувство безысходности, предопределенности и кратковременности всего на этой земле. Мраком ночи окутаны и исторические произведения Тютчева, в которых он рисует «почившие» в «вечном прахе» миры и города, «волшебные, но отжившие». В произведениях поэта мы не увидим «вечных городов», восхищающих своим величием и красотой. Мы становимся свидетелями не столько славы великих империй, таких, например, как Рим, а скорее «ночей Рима». Перед нами предстают зрелища «бурь гражданских и тревоги» и заката «звезды кровавой». И все трагичнее представляется нам та «кровавая и мрачная пора», когда сыны Земли, «простертые в пыли, лобзали рыцарскую шпору». Даже события 14 декабря 1825 года поэт освещает с неожиданной, пугающей своей трагичностью, стороны:
* Народ, чуждаясь вероломства,
* Поносит ваши имена,
* И ваша память для потомства,
* Как труп в земле, схоронена.
Самовластье поэт определяет здесь как «вечный полюс», который невозможно растопить, как «вековую громаду льдов», как «зиму железную» . Лихорадочными, бурливыми волнами проносятся над страной революции, перевороты, войны, и лирическому герою остается только надеяться на то, что когда-нибудь «волне гремучей» надоест воевать.
Страница: 1 [ 2 ] 3