"РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО А. Н. ТОЛСТОГО"
Страница: 1 [ 2 ]
себя от эмиграции. Газета «Известия» перепечатала на своих страницах статью писателя. С весны 1922 года Толстой начинает редактировать литературное приложение к «Накануне», где печатаются произведения К. Федина, Вс. Иванова, М. Булгакова, В. Катаева, С. Есенина. Это помогло зарубежному читателю понять процессы, происходящие в большевистской России. Толстой не сразу пришел к таким убеждениям. На него большое впечатление произвели революция в Германии и жестокая расправа над участниками, расстрел ее лидеров в январе 1919 года. В этот же период там начал зарождаться фашизм. Возвратившись в Россию в августе 1923 года, Толстой говорит пророческие слова, подтверждение которых не заставило себя долго ждать. Но, к сожалению, мир не «слышал» пророка.
.. Немецкий фашизм свиреп, мстителен и реакционен. Он не простит Рура, Силезии и колоний... Сейчас немцам, настроенным фашистски, нечего больше терять — они страшны». Угроза фашистской диктатуры нашла свое отражение в статьях писателя: «Несколько слов перед отъездом», «Задачи литературы» и в условно-аллегорической форме романа «Аэлита», написанном в 1922 году в Берлине. В годы эмигрантских скитаний Толстым написаны «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам». Видя, что весь народ пошел за большевиками, художник объединился со своим народом. В свете этого сказанного становится понятным, почему Толстой пишет с презрением о белоэмигрантах, претендующих на «звание» национальной элиты. Рассказ «Рукопись, найденная под кроватью» Толстой считал одной из центральных вещей, написанных за рубежом. Его герой Александр Епанчин — потомок старинного дворянского рода — все дальше и дальше отходит от интересов родины, порывает духовно с народом, превращаясь в захребетника. Эмиграция для него — логическое завершение пути, ни о какой драме здесь и речи не идет. В своей исповеди Епанчин доходит до маразма. Всех людей считает «сволочами», «унылым дурачьем», а Россию — «нужником». После возвращения в Россию Толстой печатает эмигрантскую повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», где дана не только история трагикомических метаний определенной разновидности «маленького человека», но и калейдоскопически меняющиеся картины московских кафе, петербургских окраин, вокзальной сутолоки Курска, Одессы, Константинополя. В центре повести — незначительное лицо — конторщик Семен Невзоров, олицетворяющий серость и безликость. Он начинает менять облик и фамилии, но поразительно постоянным остается его мещанское нутро. От произведения к произведению растет мастерство писателя, ставшего впоследствии одним из виднейших классиков XX века.
Страница: 1 [ 2 ]