Толстой "Хождение по мукам" - сочинение "Как создавалась трилогия «Хождение по мукам»"
Страница: [ 1 ] 2 3«Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны» («Как создавалась трилогия «Хождение по мукам», 1943). Канун мировой войны, империалистическая война, Февральская революция, Октябрьская революция, гражданская война — таков колоссальный разворот событий, показанных в трилогии. Для того чтобы худо жественно воплотить это содержание в рамках единою произведения, Толстой сумел найти особую компози» цию, связав ее с изменением мировоззрения его персонажей— четырех главных героев, которых писатель проводит через всю трилогию.
По мере того как прозревают герои, как расширяется их кругозор, писатель расширяет рамки повествования, соответственно меняя и жанровый тон. Пока мироощущение его героинь и героев ограничивается узеньким мирком собственных чувств и переживаний, Толстой ведет повествование в тоне, близком к -психологическому роману XIX века. Буря истории завертела, «как песчинки, маленькие милые и отчаянные судьбы героев»,—и отрывочные эпизоды исторической хроники сменяют один другой без всякой видимой связи (поскольку героям еще не дано глубоко вникнуть в сущность происходящего). И когда герои прозревают, когда чувство родины, патриотизм приводит их к пониманию идей коммунизма, к желанию поскорее самим «начать подсоблять вокруг этого дела», писатель развертывает поистине эпическую картину гражданской войны.
Так художественные принципы Толстого — соответствие формы содержанию и стремление «всегда глядеть глазами героев» — заставили его избрать наиболее оправданную композицию, своего рода «опрокинутую пирамиду», «конус»: от точечного, индивидуального самоуглубления героев в собственное «я» — до бесконечно-расширяющегося эпического кругозора, когда герои ощущают себя участниками и творцами мировой истории. Соответственно расширяется и охват событий.
Так в рамках единого замысла, в связи с изменением угла зрения персонажей, писатель последовательно меняет жанровые признаки повествования: социально-психологический роман, историческая хроника, эпопея — ив результате создает величественную эпопею как единое целое.
Две основные темы первой части — история страны и история интеллигенции переплетены и слиты так тесно, что отделить одну от другой можно лишь условно и искусственно. Вслед за жизнью эти темы в дальнейшем видоизменяются, сохраняя свою сущность: проблема «интеллигенция и народ» перерастает в «личность и народ», «человек и революция». Одновременно все это неразрывно связано с темой счастья — счастья истинного, достойного человека, и счастья мнимого, ложного.
Роман открывается маленькой главкой о Петербурге — о прошлом столицы Российской империи и ее настоящем.
«В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским.
Страница: [ 1 ] 2 3