Толстой "Петр Первый" - сочинение "Образ царя-реформатора по роману А. Н. Толстого «Петр I»"
Страница: [ 1 ] 2На создание исторического романа «Петр I» Толстого побудила созвучность Петровской эпохи и эпохи, современником которой он являлся. Во главу угла в романе поставлена необходимость показать становление личности в истории, взаимное влияние личности на эпоху. Царь Петр находится в центре повествования, но это не биография. Особое внимание Толстой уделяет эпохе, формирующей исторического деятеля и ее движение, историческим преобразованиям.
Петр становится выдающимся реформатором, по мере осознания им неизбежности преобразований, необходимость которых уже назрела в обществе, во всех его слоях. Через живую динамику человеческих судеб, не обращаясь к авторским отступлениям, Толстой воссоздает насущную общественную необходимость появления в стране исторического деятеля, который дал бы выход имеющимся экономическим и духовным потребностям. Царь Петр — не слепой подражатель Западу, хотя многое он перенимал именно оттуда, и это обстоятельно показано в книге. Он глубоко национальный деятель, само понятие России он воспринимает совершенно иначе, чем косное боярство, с которым он воюет.
В романе множество исторически подлинных и вымышленных персонажей, но основные усилия Толстого направлены на то, чтобы полно и точно нарисовать беспрецедентную среди монархов не только России, но и всех времен и народов, фигуру Петра. Его Петр — живое олицетворение протеста против рутины, против всего показного, мешающего реальному и стремительному движению вперед. Стремительность, порыв, нетерпение — в этом весь Петр с его неуемным желанием пробиться к новому сквозь многовековую толщу предрассудков. С одинаковой одержимостью он бреет боярские бороды и сокрушает бойницы неприятельской крепости. Столяр, плотник, кузнец, мореход, — человек, владеющий четырнадцатью ремеслами, неутомимо жадный в познании нового, Петр все хотел «пощупать» собственными руками.
На протяжении повествования образ Петра претерпевает огромную эволюцию. И дело не в различных портретных характеристиках, хотя в начале перед нами несуразный «вьюноша», а затем — огромного роста мужчина с неизменной трубкой в зубах. Особенно важны внутренние качественные превращения в Петре, как следствие извлечения исторического опыта.
В описании военных сцен и поражений — под Азовом и под Нарвой Толстой показывает не столько сцены военных действий, сколько психологическое отношение к ним Петра. Поведение Петра далеко не однозначно. Он невольно восхищается поведением своего любимца Александра Меньшикова, который увлекает за собой солдат, но по мере развития событий в душе Петра возникает недовольство и даже гнев. «Начинать надо с тылу, с обозных телег... Скакать со шпагой — последнее дело...Дура...Опусти глаза!... Не моги смотреть на меня».
Коренным образом Петр меняет принцип подбора приближенных: «отныне знатность по годности считать», то есть как мы говорим сейчас, по деловым качествам.
В дальнейшем Петр выступает уже не только как властный диктатор, стремящийся к достижению цели любой ценой, но и как опытный педагог.
Страница: [ 1 ] 2