Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Тема нравственности в современной литературе."

Тендряков "Шестьдесят свечей" - сочинение "Тема нравственности в современной литературе."

Страница: [ 1 ]  2  

1. Что есть добро и зло?
2. В чем причина нравственного вырождения?
3. Об ответственности человека перед обществом.
Художественная литература учит нас познавать мир, исследовать действительность. Лучшие произведения современных писателей открывают нам такие стороны жизни, которые мы даже не пытались осмысливать. Художники слова жаждут от нас понимания : что есть добро? Что зло? Что такое истина? Какова же ответственность человека перед обществом?
«Что ты есть и почему ты собой недоволен?» - спрашивает автор повести «Шестьдесят свечей» В. Тендрякова.
Сюжетной основой его произведений являются критические ситуации, которые важны для того, чтобы выявить причину случившегося : почему хорошие ребята, выпускники школы, едва не стали соучастниками убийства? Почему распалась вполне благополучная семья? Как случилось, что сын застрелил собственного отца?
В повести «Шестьдесят свечей» В. Тендряков рассказывает нам об учителе истории Николае Степановиче Ечевине, только что отпраздновавшем своё шестидесятилетие. В потоке поздравительных телеграмм учитель вдруг наталкивается на письмо, в котором неизвестный автор пишет о себе, что он ничтожество, человек без профессии, без семьи, хотя не вор и не преступник.
Человек, написавший письмо учителю, называет себя «представителем человеческих отбросов» и считает, что этим он обязан не столько своему характеру, сколько ему, учителю истории, Николаю Степановичу. И как окончательный приговор звучат последние слова : «Вы, Николай Степанович, искалечили меня! Я не вижу иного способа заставить меня выслушать, как - убить Вас!...Пусть суд надо мной станет судом над Вами ».
Читая это произведение, я невольно подумал : а всегда ли достаточно для оценки деятельности человека одних достижений?
Ведь у Николая Степановича побед и достижений было очень много. Его успехи очевидны и заметны. Их легко можно измерить процентом успеваемости, успехами бывших учеников.
Вот ведь забыл же старый учитель про Сергея Кропотова , автора невероятного письма, которое толкнуло Николая Степановича к серьёзным размышлениям . Он попытался «Разглядеть себя с изнанки». Это привело его к неожиданному пересмотру всей своей жизни.
Еще вчера благополучный и самоуверенный человек, Николай Степанович Ечевин вдруг ощутил, что «нет уверенности ни в чём, смута и страх в душе»; вспомнил, перед сколькими же людьми оказывается он виноват! Предал своего учителя Ивана Семёновича Граубе, свою подругу, первую любовь - Таню, искалечил жизнь не только Сергею Кропотову, но и дочерям, особенно младшей, да и жене своей ....
Пытаясь разобраться в себе, почему же он стал виновником разрушенных судеб, Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков .
Этот страх явился его жизненным, более того - педагогическим принципом. Ведь против Граубе Ечевин выступил только потому, что испугался, как бы не подума--, что он «против коллектива».
Сергею Кропотову, вступившемуся за честь своего оклеветанного отца, Николай Степанович внушал: «Не следует кричать и возмущаться, противопоставлять себя коллективу ».


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz