"Ранние произведения Марка Твена"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24
сы (\"Журналистика в Теннеси\", (1869), \"простак\" в соответствии с привилегией дураков, шутов и клоунов выбалтывал горькие истины относительно отечественных порядков. Сам того, по-видимому, не замечая, он говорил о продажности прессы, о комедии выборов, о фиктивности парламентаризма, о засилье шарлатанства и невежества (\"Как я редактировал сельскохозяйственную газету\", 1870). С простецкой бесцеремонностью он вторгался в \"неприкасаемую\" область религии, показывая, что истинным содержавшем этого слова в США являются лицемерие, ханжество? и стяжательское своекорыстие. \"Кто есть бог, истинный и единый? — вопрошает писатель.— Деньги — вот бог; Золото, банкноты, акции\" (\"Исправленный катехизис\", 87). Картина, которая создавалась из многообразия наивных впечатлений \"простаков\", была несовместима не только с \"традицией благопристойности\", но и с официальной концепцией относительно, совершенств американской цивилизации. Уже в самом начале своей деятельности Твен распознал ее деспотическую сущность и способность к разрушению нравственных первооснов человеческой личности. В его рассказах корруптирующему воздействию американского образа жизни подвергаются не только дети (мальчик из рассказа \"Возмутительное преследование мальчика\", (1870), с благословения и одобрения взрослых швыряющий камень во всеми гонимого китайца, но и взрослые, в том числе даже закаленный в боях редактор, чья бурная энергия (это прекрасное национальное качество) оборачивается кровожадным стремлением к физическому истреблению конкурентов.
Пропущенные сквозь наивное естественное сознание \"простака\", впечатления американской жизни создавали представление о противоестественности господствующего порядка вещей, о стране, в которой все поставлено на голову. Все с большей определенностью Твен утверждает, что насилие над здравым смыслом, над естественной природой вещей является законом духовной, интеллектуальной жизни Америки.
Так, Венера Капитолийская из произведения заурядного американского скульптора превращается в античную статую, созданную неизвестным, но гениальным художником, и в процессе этого преображения теряет нос, ухо и несколько пальцев на руке (\"Венера Капитолийская\", 1869). Здесь великий Бенджамин Франклин, который сделал столько \"достопримечательного для своей страны и прославил ее юное имя во многих землях\", славится прежде всего как автор \"пошлых трюизмов, надоевших всем еще до Вавилонского столпотворения...\" (\"Покойный Бенджамин Франклин\", 1870). Здесь сапожники танцуют в балете, артисты балета шьют сапоги (\"Как я редактировал сельскохозяйственную газету\"), полицейский подвергает аресту не преступника, а его жертву (\"Чем занимается полиция\", 1866). В ходе эволюции \"простака\" заметным образом варьируется и сама тональность его бесхитростных рассуждений, в них все отчетливее слышится нота вполне осознанной едкой иронии.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24