"Темы лирики Твардовского"
Страница: 1 [ 2 ] 3
о Ржевом». Бои
под Ржевом были самыми кровопролитными
в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все
стихотворение это страстный монолог мертвого, его обращение к
живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право
лишь мертвый так судить о живых, так строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно
велико по объему, но прочитывается на едином дыхании.
Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее
к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства,
традиции христианской. Это обращение «братья».
В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма
«Василий Теркин». Его герой стал символом русского солдата, его образ
предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших
его проявлениях. И вместе с тем Теркин это не абстрактный идеал, а
живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе
соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и
современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором
(недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче
решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено
обозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин это и
боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с
присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в
главе «Кто стрелял?» он из винтовки сбивает вражеский самолет), и
человек необычайной стойкости в главе «Переправа» рассказано о
подвиге Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что
взвод на правом берегу, и умелец, мастер на все руки. Написана поэма
с той удивительной классической простотой, которую сам автор
обозначил, как творческую задачу:
«Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке».
Позднее творчество А.Твардовского, его стихи 5060х годов одна из
самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно
сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как
стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака, а это под силу далеко не каждому,
надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком
фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт
становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата
литературная жизнь. Журнал «Новый мир», который редактировал
А.Твардовский, так и вошел в историю литературы как «Новый мир»
Твардовского. Лирический герой его поздней поэзии это прежде всего
мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в
стихотворении «Некогда мне над собой измываться…», где главным
спасением человека от беды становится труд, творчество. Над
традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой
А.Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в
произведении 1959 года «Жить бы мне соловьем одиночкой…» И все же
главная, самая больная для поэта тема исторической памяти,
пронизывающая его лирику 1950-60х годов.
Страница: 1 [ 2 ] 3