Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Дети и война в поэзии Твардовского"

"Дети и война в поэзии Твардовского"

Твардовский - все сочинения

Страница: 1  [ 2 ]  

маленькой новеллы. Но как это сделано? Написанная словно бы с натуры картина обрамлена рамой первой и последней строфы, выражающих основную мысль, неотступную думу-сожаление лирического героя о том, что забыл спросить имя. Твардовский не просто пересказал услышанное от майора Архипова. Он и себя ощутил участником описываемого события и, как это нередко случалось, часть вины лирического героя взвалил на свои плечи. Рука мастера, могучий талант и чуткое сердце художника превратили информационное сообщение в маленький шедевр.

В каждой строке о детских судьбах на войне горечь неизбывного страдания. Это и армейский сапожник, чей «сынишка сидит сиротою//С немецкой гармошкой губной//На чьей-то холодной печи…», и тот «в пилотке мальчик босоногий//С худым заплечным узелком», уставший отвечать на докучливые вопросы взрослых: «— Ну, сирота. — И тотчас: — Дядя Ты лучше дал бы прикурить», и иные бесчисленные детские судьбы.

Великое множество строк в стихах и прозе написано о детях на войне, но ничего пронзительнее, чем строки «Возмездия» Твардовского читать не довелось. Тогда не было ни сил, ни слов, «чтобы рассказать об этом по живому впечатлению … в оборотах литературного письма», но лишь только поунялась острота «живого впечатления» и чуть отпустила боль, Твардовский обратит к захватчикам гневные строки, равных которым не знает литература:

* И суд наш праведный суров,
* И места нет пощаде.
* И не у нас ее проси,
* Мы будем мертвых глуше.
* Проси у тех, чьи на Руси
* Сгубил безвинно души.
* Проси у тех, кого ты сжег,
* Зарыл в земле живыми…
* Проси у тех, кого раздел
* В предсмертный час постылый.
* Проси у девочки у той,
* Что, в дула ружей глядя,
* Спросила с детской простотой:
* Чулочки тоже, дядя?
* У той, худое тельце чье
* У края рва поставил.
* Проси пощады у нее,
* А мы щадить не вправе.

Позднее этой темы коснутся многие писатели. А тогда, в непостижимой круговерти, кромешном аду пожарищ первым в полный голос заговорил Твардовский. Его строки явились тем камертоном, который настроил тысячи душ на ту же волну, попал в собственные колебания неслышимых звуковых волн, заставил биться сердце в унисон: «… эта милая девочка, обреченная на гибель, с такой детской наивностью спрашивает: «Чулочки тоже, дядя?» Сила эмоционального воздействия слова Твардовского!


Страница: 1  [ 2 ]  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz