"Военные темы и мотивы Твардовского"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ой к беспамятству. Нет сомнений, что лирический герой Твардовского – ветеран войны. Но сама сбивчивость размышлений, сокровенность переживаний приближают к нему и молодых, тех, кто родился после войны. К ним ни в малой степени не может быть отнесен упрек “не сумел сберечь”, но троекратное “все же” и их совестью воспринимается как личное. И потому так велика сила лирического воздействия поэтической миниатюры.
С военным сюжетом связана поэма, получившая название “Теркин на том свете”. Она вышла в свет только в 1963 г., хотя была завершена уже в 1954-м. Перед нами вполне узнаваемый герой – тот самый Теркин, “простой и грешный”, дотошно любознательный, до смерти привязанный к жизни. Фабула произведения непосредственно вытекает из тех ситуаций, которые имели место в главе “Смерть и воин”. Однако перед нами не продолжение “Книги про бойца”. Здесь иные творческие задачи, по сути другой предмет разговора. Показано то же военное время, но для автора и читателя оно уже позади, и потому так резко акцентированы отрицательные черты системы, мешавшей людям дышать и жить, – и в недавнем прошлом, и в последующие годы.
Автор по-прежнему разделяет читателей как бы на два типа: одни все поймут правильно, другие начнут выискивать идеологические просчеты, недозволенные “грехи”, но ни Теркина, ни его создателя эти вторые запугать не могут.
Герой видит тот свет с такой же непосредственностью, с какой воспринимал мир на этом. Его наблюдательность сохраняет оттенок детской впечатлительности: “Видит, валенками он | Наследил у двери. | А порядок, чистота – | Не приткнуть окурок. | Оробел солдат спроста | И вздохнул: | – Культура…” Чем дальше, тем больше место, куда попал Теркин, напоминает высокое чиновное заведение вроде тогдашнего ЦК ВКП(б) или еще хуже того – НКВД. Встречает погибшего солдата ответственное лицо – “генерал-покойник”. У генерал-покойника – солидная охрана. Прямодушный Теркин понимает, что вопрос о целесообразности охраны покойника был бы лишним: “Для чего – судить не нам…” Но, вспомнив, что он находится там, где бояться уже нечего, – самое страшное уже случилось, – смело высказывается по поводу увиденного:
Раз уж списан ты сюда,
Кто бы ни был чином,
Вплоть до Страшного суда
Трусить нет причины.
Твардовский показывает, как незаметно в государстве формальные отношения стали большей ценностью, чем жизнь человеческая. Законы, исходящие с того света, утверждают абсурдные нелепости. Умершего героя вопрос о документах мало волнует – осознать бы самое главное, но ему назидательно указывают: ” – Все мы, братец, мертвецы, | А порядок – вот он”. Гротесковое сочетание фантастически-мрачного и уродливо-комического проходит через всю поэму, выступая в роли структурообразующего принципа. Теркин по-прежнему беззащитен перед неблагоприятными обстоятельствами. Если прежде ему угрожал огонь кромешный, то теперь перед ним “стол кромешный” и “кромешный телефон”. Даже автор не может у Стола проверки заступиться за бедолагу. “Погоди, и самого | Автора проверим…” – запугивают чиновные покойники, понуждая героя тиснуть отпечатки пальцев, требуя заполнить унизительную анкету.
Страница: 1 [ 2 ] 3