Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Герой Твардовского Теркин"

Твардовский "Василий Теркин" - сочинение "Герой Твардовского Теркин"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Последующий рассказ о Теркине-гонце, переплывшем реку, окрашен чувством детского ликования: доплыл – живой, взвод жив-здоров, и в авторском голосе при репортажной точности оттенки восторга: “Дали стопку – начал жить…”

Герой Твардовского исподволь, естественно поднимается до высоких патетических обобщений. Не лукавя, он действительно понимает, что выбора у него нет, хотя теперешняя война по сравнению с прошлыми “гораздо хуже”. Уйти от ответственности нельзя: “Нам из этой кутерьмы некуда податься”. Живое и непосредственное высказывание, обретшее стройность стихотворного ритма, иногда начинает звучать как строгий манифест, гимн:

От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия.

Что составляет для героя высшую ценность? Собственная жизнь? Да, но и не только собственная, иначе “большой охотник жить лет до девяноста” отшатнулся бы от другой перспективы – сложить голову. Он же принимает и эту вероятность: “Лишь бы дети, говорят, | Были бы здоровы…”

Исследователи “Василия Теркина” не однажды подчеркивали бодрость тона, чуткость к комическому. Столь же важное место в эстетической системе произведения занимает трагическое. Потерявшему ребенка в мирное время автору была по-особому близка печаль осиротевших родителей. С этой темой связано представление о пределе выносливости.

Внутренней опорой для человека всегда является мысль о доме, о соединении с близкими. Война покушается на эту главную основу бытия. Обречен пережить гибель близких, разрушение дома и герой книги: “…Ни окошка нет, ни хаты, | Ни хозяйки, хоть женатый, | Ни сынка, а был, ребята, – | Рисовал дома с трубой…” В главе “Про солдата-сироту” показан непривычный портрет Василия Теркина, навестившего разоренное родное подворье.

…Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.

На краю сухой канавы,
С горькой, детской дрожью рта,
Плакал, сидя с ложкой в правой,
С хлебом в левой, – сирота.

Плакал, может быть, о сыне,
О жене, о чем ином,
О себе, что знал: отныне
Плакать некому о нем.

Однако в главке “О любви” упоминается, что Теркин не женат: “Не случилось никого | Проводить в дорогу. | Полюбите вы его, | Девушки, ей-богу!”. Дело в том, что каждая главка писалась как самостоятельное законченное произведение. Пушкинское “противоречий очень много, но их исправить не хочу” вполне применимо и к “Книге про бойца”. Иногда подобная противоречивость выступает как прием, сознательно использованный автором. Так, в одной из глав встречаются и спорят друг с другом два Теркиных.

Все произведение Твардовского пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для жизни. С эпической обстоятельностью нарисован пейзаж:

На могилы, рвы, канавы,
На клубки колючки ржавой,
На поля, холмы – дырявой,
Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты – снега легли.

Зимний пейзаж – то, что у Пушкина, скажем, или у Тютчева составляло предмет поэтического очарования, теперь ранит душу противоестественной обезображенностью.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz