Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы."
Страница: [ 1 ] 2 3Сломать все надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!
Ф. М. Достоевский
… сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь!..
Ф. М. Достоевский
Среди всех писателей XIX века можно встретить немало блистательных имен. Это были и писатели, отмеченные несравненным
талантом в создании мировых романов, и мастера, владевшие исключительным умением изображать дисгармонию буржуазного мира
и его тлетворное влияние на человеческую душу. В этом пантеоне великих имен имя Ф. М. Достоевского занимает одно из
первых мест.
Этот писатель обладал необычайным талантом: осмысляя и воплощая свои раздумья о русской действительности в ярких
образах, в острых конфликтах, Достоевский сумел изобразить в своих произведениях проблемы настолько значимые, что их
решение должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.
Жизнь и творчество Достоевского выпали на эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. В
нравственных терзаниях своих героев, в их стремлении осмыслить современные им общественные отношения писатель показывал
протест против царившего зла.
Особенно ярко эту тему Достоевский раскрыл в романе «Преступление и наказание», романе о России середины XIX века, об
обитателях ее столицы, погибших и погибающих. В начале романа в Петербурге, в жаркий июльский день, мы встречаем
бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. "Давным-давно как
зародилась в нем вся эта теперешняя тоска», которая в последнее время приняла «форму ужасного, дикого и фантастического
вопроса». Что же это за вопрос, так мучивший Раскольникова? Читая первые страницы романа, мы узнаем, что этот человек
«покусился» на какое-то дело, у него зародилась какая-то «безобразная» мечта, которую он «как-то даже поневоле привык
считать уже предприятием». Мечта эта появилась у него месяц назад, когда ему пришлось заложить у Алены Ивановны,
«старухи-процентщицы», колечко сестры. Эта «глупая, бессмысленная, ничтожная… старушонка» вызвала в душе Родиона
непреодолимую ненависть и отвращение.
Встреча в распивочной с Мармеладовым лишь усугубила эту ненависть в душе и сознании Родиона. Услышав историю Сонечки и
Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых, Раскольников еще более убедился в том, что мир
несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди. На этот несправедливый мир и ополчился
Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. С
этого момента в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве старухи,
«никому не нужной и, напротив, всем вредной».
Подавленное состояние, потрясение бездонностью человеческих страданий, а также вера в то, что «кровь по совести» может
быть оправдана, разрешена – вот те факторы, заставившие Родиона решиться пойти на тяжкий грех – убийство.
Страница: [ 1 ] 2 3