"«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Ф. Сологуба и К. Бальмонта (2) "
Страница: 1 [ 2 ]
мых чистейшим серафимам, В благоуханье райских трав Вольется благовонным дымом. («Я испытал превратности судеб...»)
Подобно Ф. Сологубу, К. Бальмонт также не принимает действительность. Его лирический герой склонен к пессимизму и культу мимолетности:
В эти дни, как и встарь, Каждый миг, каждый час Лучший дар на алтарь Жизнь приносит для нас. («Духи чумы»)
Основными мотивами бальмонтовской лирики являются: неприятие внешнего мира, меланхолическая скорбь, томление по смерти и одновременно возвеличивание любви, природы, естественных основ земной жизни. Лирический герой поэта окутан чарами безысходности, томится во мраке:
Умер ветер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод.
(«Челн томленья»)
Показательным в этом отношении является стихотворение «Фантазия», в котором поэт призывает уйти из мира жестокой реальности и раствориться в собственных фантазиях, заговорить свою мечту. Характерным для этой бальмонтовской поэзии является образ-символ луны как заклинательницы новых восторгов «сказочной светлой свободной страны». Общая тональность лирических стихотворений — тихая, легкая грусть:
Я внемлю, мне так же скучно,
грусть со мною неразлучна, Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут; В эту пору непогоды, под унылый плач природы; Дни, мгновенья, точно годы —
годы медленно идут.
(«Грусть»)
Призывая смерть как освободительницу от оков реальной жизни, Бальмонт в то же время пытается найти гармонию и совершенство в природе, в естественных чувствах, его очаровывают «уходящие тени», и он пытается настичь их и таким образом познать неизведанное. Но человеку не дано приподнять завесу реальности и заглянуть за пределы постигаемой действительности. И поэтому бальмонтовскому лирическому герою остается «лишь томленье» и желание заговорить жизнь и сделать ее похожей на мечту.
Действительно, рубеж XIX—XX веков — расцвет декадентских, упаднических настроений не только в обществе, но и в поэзии. Неслучайно А. Блок назвал творчество К. Бальмонта и Ф. Сологуба этого периода — «поэзией заговоров и заклинаний». Оба поэта создают произведения, где образы-символы тьмы, ночи, луны, теней, смерти выходят на первый план, но, несмотря на это, и К. Бальмонт, и Ф. Сологуб находят свое место в жизни, обретают себя в творчестве. Недаром Федор Сологуб напишет:
«...мои грехи,
Апостол Петр, многообразны. Ноя — поэт...»
(«Я испытал превратности судеб...») А Константин Бальмонт воскликнет:
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за это. Кто равен мне в моей певучей силе? («Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...»)
Страница: 1 [ 2 ]