"Сатира как творческий принцип"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]
совершающих преступления. Оправдывая орлов - оправдывают властителей, сильных мира сего. И Салтыков-Щедрин саркастически высмеивает это \"вредное заблуждение\", не позволяя видеть в поработителе героя, \"право имеющего\". И нельзя не видеть, что это - его решение \"наполеоновской темы\", что щедринские волк и заяц, орел и мышь, карась и щука иллюстрируют все ту же глобальную, центральную для русской литературы тему, которой Достоевский посвятил \"Преступление и наказание\": \"Тварь ли я дрожащая или право имею\".Показательно, к слову, что Достоевский прибег к \"щедринскому\" приему, заставив Раскольникова в его теории разделить человечество на \"Наполеонов\" и \"муравейник\": то есть на людей и насекомых!Сказки \"о животных\" - лишь один тип сказок Щедрина. В сказках другого типа действуют люди (\"Дикий помещик\", \"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил\" и др.). Их персонажи не прикрыты масками зверей, рыб и птиц, и автор использует иные сатирические приемы: гиперболу, гротеск. Герои этих сказок, однако, тоже явлены как маски-символы: автор создает собирательные образы социальных типов.Такие сказки, как \"Добродетели и пороки\", \"Пропа-ла совесть\", можно объединить в отдельный цикл аллегорических сказок. Они наполнены большим философским содержанием, сказанное в них соотнесено нетолько с настоящим моментом, но и с вечными вопросами бытия.
Страница: 1 2 3 [ 4 ]