"Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Страница: 1 [ 2 ] 3
омещик сразу превращается в грязное и дикое животное. Он «оброс волосами… ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках…» Затем барин «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Внешний человеческий облик дикий помещик приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких «податей и повинностей» государство «существовать не может», что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Так и в этой сказке Салтыков-Щедрин показывает, что народ – созидатель богатства, а помещики лишь потребители этого богатства.
В «Коняге» писатель с болью и гневом продолжает размышлять о том, что крестьянин и помещик – «одного отца дети». Почему же столь бедственным остается положение трудового народа? Почему Коняге достается солома, а Пустоплясу – овес? Снова в этом произведении противопоставляется бесконечный тяжкий труд крестьянина и праздность господ. Показательно, что в сказке крестьянство представлено непосредственно в образе мужика и в образе его двойника – Коняги. Человеческий образ казался Щедрину недостаточным для того, чтобы воспроизвести всю ту скорбную картину каторжного труда и страданий, которую являла собой жизнь крестьянства. Коняга – вечно голодный труженик, а Пустоплясы - сытые бездельники. Свой паразитизм господа, как и в сказке «Соседи», объясняют с циничной откровенностью: «Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает». Итак, в образе замученной непосильным, «каторжным» трудом и голодом крестьянской рабочей лошади Салтыков воплотил многовековую драму русской крестьянской жизни. Коняга, замученный, побитый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами вызывает сочувствие и сострадание Салтыков-Щедрин трагически воспринимал действующие социальные законы. В сказке «Христова ночь» он ищет путь выхода народа из «грозной кабалы». Под звон колоколов тянутся по дорогам вереницы деревенского люда, подавленного, нищего. Поодаль идут богачи – властелины деревни. Все исчезают в дали проселка. Но не успел заалеть восток, как совершается чудо: воскресает поруганный и распятый Христос для суда на этой грешной земле. «Мир вам!» - говорит Христос нищему люду. Крестьяне не утратили веры в торжество правды, и поэтому приближается час их освобождения. Затем Христос обращается к толпе богатеев. Он клеймит их словами порицания и открывает им путь спасения – суд их совести, мучительный, но справедливый.
Показывая два полюса – крестьянскую и помещичью Русь, писатель верит в торжество правды и добра, в благодатное будущее страны. Салтыков-Щедрин был по своим убеждениям демократом, социалистом. Сравнивая положение народа и его угнетателей, он надеется, что терпению тружеников придет конец, и они отвоюют право на достойную жизнь.
Страница: 1 [ 2 ] 3