Салтыков-Щедрин "История одного города" - сочинение "Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города""
Страница: [ 1 ] 2 3"История одного города" по праву считается вершиной творчества выдающегося сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. На страницах этого романа впервые в русской литературе предметом гневного сарказма и язвительной авторской иронии стало российское самодержавие.
На рубеже 60-х и 70-х годов XIX века, когда создавался этот роман, открытое выступление против верховной власти было крайне опасно, поэтому сатирик прибегнул к приему стилизации.
Произведение написано им от имени летописцев города Глупова в форме исторической хроники XVIII века, воспроизводящей "дела и дни" местных градоначальников, описывающей годы ("лета") их правления.
Рукопись "глуповского летописца" нашел в архиве некий издатель, он же и предал ее огласке, периодически комментируя в своих "примечаниях" текст объемистой тетради. Основное повествование, таким образом, принадлежит летописцу и издателю, за которыми скрывается всевидящий и все оценивающий автор. Д. С. Лихачев отмечал наличие в этой книге пародированного летописца и пародированного издателя (здесь автор язвительно высмеивает официозных историографов) и единственно подлинного сознания — сознания самого Салтыкова-Щедрина. Мастерски используя манеру наивного летописца-обывателя, важные идеи он передает в наивно-сказочной форме (например, иронизирует над ожесточенными дискуссиями середины XIX века о происхождении Руси).
Глуповская летопись охватывает период с 1731-го по 1826 год, и в ней встречаются имена, факты и эпизоды, относящиеся к действительной истории России XVIII века. Так, писатель саркастически замечает, что "градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвагу".
Упоминается и ряд дворцовых переворотов XVIII века, в результате которых на престол были возведены Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Анна Леопольдовна, Екатерина II. А когда речь идет о необычайных странствиях глуповских градоначальниц, имеется в виду знаменитое путешествие Екатерины II в Крым. Все это не оставляет никаких сомнений в том, что в образах градоначальников представлены российские цари и царские министры, а в образе несуществующего, фантастического города Глупова — установленный ими государственный режим.
В произведении отражены эпизоды и более отдаленных эпох русской истории: призвание варяжских князей, объединение разрозненных княжеств в единое государство в XV веке, появление в Тушино самозванца Лжедмитрия II, что дало И. С. Тургеневу основание утверждать, что "История одного города" является сатирической историей современного российского общества.
Сам Щедрин подчеркивал, что его произведение вовсе "не опыт исторической сатиры": "Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее".
Страница: [ 1 ] 2 3