Салтыков-Щедрин "История одного города" - сочинение "Смех сквозь слезы в «Истории одного города»"
Страница: [ 1 ] 2 3В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указываются даже точные даты: 1731-1826 годы.
В фантастических событиях и героях щедринской книги можно увидеть отзвуки реальных исторических событий, но в то же время сатирик постоянно отвлекает сознание читателя от прямых исторических параллелей. В книге речь идет не о каком-то узком отрезке отечественной истории, а о таких ее чертах, которые сопротивляются течению времени и остаются неизменными на разных этапах истории. Салтыков-Щедрин ставит перед собой головокружительно смелую цель — создать целостный образ России, в котором обобщены вековые слабости ее истории, достойные сатирического освещения коренные пороки русской государственной и общественной жизни.
Писатель стремится придать героям и событиям «Истории одного города» обобщенный смысл и часто прибегает к смешению времен. Повествование идет от лица вымышленного архивариуса эпохи XVIII — начала XIX века, но в его рассказ нередко вплетаются факты и события более позднего времени, о которых он не мог знать. Характеристики глуповских обитателей тоже фантастичны: то это столичные или губернские горожане, потом эти «горожане» почему-то пашут и сеют, пасут скот и живут в деревенских избах, крытых соломой. Несообразны и характеристики глуповских властей: градоначальники совмещают в себе черты, типичные для русских царей и вельмож, но их действия и поступки характерны для уездного городничего или сельского старосты.
Литературовед Д. Николаев так объясняет все эти противоречия:
* «В «Истории одного города», как это уже видно из названия книги, мы встречаемся с одним городом, с одним образом. Но это такой образ, который вобрал в себя признаки сразу всех городов. И не только городов, но и сел, и деревень. Мало того, в нем нашли воплощение характерные черты всего самодержавного государства, всей страны».
При написании «Истории одного города» Салтыков-Щедрин использовал свой богатый, разносторонний опыт государственной службы и труды’крупнейших русских историков — от Карамзина и Татищева до Костомарова и Соловьева. Композиция романа — пародия на официальную историческую монографию типа «Истории государства Российского» Карамзина. В первой части книги Салтыкова-Щедрина дан общий очерк глуповской истории, во второй — описание жизни и деятельности самых выдающихся глуповских градоначальников, именно так были построены труды многих современных писателю историков: они писали историю «по царям». У пародии Салтыкова-Щедрина — очень драматический смысл: глуповскую историю не напишешь по-другому, вся история Глупова сводится к смене самодурских властей, простой же народ остается безгласным и пассивно-покорным воле любых градоначальников.
Страница: [ 1 ] 2 3