Салтыков-Щедрин "История одного города" - сочинение "Способы выражения авторской позиции в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Страница: [ 1 ] 2 3Среди самых значительных творений замечательного русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина своей идейной глубиной и художественной силой выделяется «История одного города». Произведение это создавалось писателем на рубеже 60-х и 70-х годов XIX в. Оно написано от имени летописцев города Глупова в форме исторической хроники, воспроизводящей «дела и дни» местных градоначальников.
Рукопись «глуповского летописца» нашел в архиве некий издатель, который и предает ее огласке, иногда комментируя в своих примечаниях текст объемистой тетради. Основное повествование принадлежит летописцу и издателю, за которыми стоит всевидящий и все оценивающий автор. Ни издатель, ни летописец не являются образами-персонажами, они носят характер своеобразных масок, которыми пользуется автор для решения сатирических задач.
Летопись города Глупова охватывает период времени с 1731 по 1826 год, но на самом деле в ней встречаются имена, факты и события, которые относятся к XVIII столетию. Так, Салтыков-Щедрин саркастически замечает, что «градоначальники времен Биро-на отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтобы обыватели во всем положились на их отвагу». Упомянутые исторические лица связаны с эпохой русской истории XVIII в., в произведении упоминается также о дворцовых переворотах, которые действительно имели место и в результате которых на российский престол взошли Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Анна Леопольдовна, Екатерина П. Упомянуты в глуповской летописи и более отдаленные во времени события русской истории, например призвание варяжских князей, объединение разрозненных княжеств в единое государство и другие. Но, как писал сам Щедрин в письме историку А. Н. Пыпину, обрагцение к прошлому, историческая сатира была лишь удобной формой й средством введения цензуры в заблуждение, способом размышления о настоящем при помощи прошлого. Кроме того, писал он, «те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII веке, существуют и теперь», а под основами жизни Щедрин понимал тройное зло, нуждавшееся в искоренении: изжившее себя самодержавие, бюрократическое засилье в стране и крепостничество, остатки которого тормозили развитие страны.
Задачи сатиры как творческого метода определяют особые принципы изображения, поэтому художественный мир «Истории одного города» населен по преимуществу необычными героями.
Чтобы сатирически высмеять зло, Салтыков-Щедрин создает галерею из 22 градоначальников города Глупова, которые олицетворяют самодержавное государство. Показывая градоначальни- . ков, автор мастерски использует гротеск, совмещая несовместимое. Так, например, характеризуя Брудастого, писатель говорит о том, что вместо головы у него установлен некий примитивный механизм, который выкрикивал только два слова: «не потерплю!» и «разорю!».
Страница: [ 1 ] 2 3